Правовое положение различных слоев населения в Китае
Кодекс «Тан люй шу и» содержит богатый материал, на основе которого можно выявить некоторые черты социальной структуры средневекового Китая.
Основная демаркационная линия различий в правовом положении танского Китая проходила между категориями лян-жэнь («добрый люд») и цзянъ-жэнь («подлый люд»)
Лица, принадлежащие к категории лян, обладали полными правами и были защищены национальным правом. Цзянь имели более низкий социально-правовой статус и характеризовались отсутствием многих прав, принадлежащих лян. Так, они были исключены из системы экзаменов на соискание государственных должностей, которая достигла во времена династии Тан своего расцвета, и, соответственно, не могли стать чиновниками. Лицам, принадлежащим к цзянь, не разрешалось вступать в браки с лян, впрочем, были запрещены и бракосочетания между различными категориями цзянь. Так, ст. 191 Тайского кодекса строго предписывает, чтобы супруги принадлежали к одной и той же категории (принцип равного статуса супругов). В случае нарушения этого принципа виновные должны были быть наказаны, а вступившие в подобные браки подлежали разлучению («возвращение к правильному состоянию»). Наказания также сильно различались в зависимости от статуса правонарушителя. Если полноправный лян ранит цзянь, наказание было легче, чем когда он причинит ущерб равному ему по статусу человеку, а если цзянь причинит ущерб полноправному лицу, то наказание было жестче, в отличие от случая, когда в конфликт вовлечены два лица категории лян
Полноправные и неполноправные лица на основании дополнительных критериев также делились на социальные группы. Так, «подлый люд» подразделялся на зависимых от казны (например, ст. 28 «Лично зависимые гун, юэ и цзаху») и зависимых от частных лиц. К последним можно отнести нуби и буцюй. Так, нуби существовали в каждой династии Китая и по своему статусу были приближены к рабам. Их движимое и недвижимое имущество принадлежало их господину. Их сыновья тоже принадлежали господину, который ими распоряжался так же, как своей собственностью. Они не были свободны при заключении брака, их потомки сохраняли статус нуби. Но их жизнь и телесная неприкосновенность охранялись государством. Обычно нуби имели семью, свое владение и свое независимое хозяйство. Таким образом, нельзя сказать, что эта категория неполноправных лиц была полностью лишена правосубъектности. В этом плане их социальное положение отличалось от античных рабов, чье существование полностью зависело исключительно от хозяев. Нуби работали в полях и мастерских, участвовали в торговле, работали как прислуга, а женщины часто становились наложницами. Условия их существования были в принципе лучше, чем у европейских рабов, а их роль в общественном производстве была не так важна, как в Греции или Риме.
Буцюй представляли собой другой вид неравноправных субъектов средневекового китайского права. Первоначально они использовались в качестве военных слуг своих хозяев. Их статус постепенно ухудшался и был ниже, чем у цзянь в законодательстве Северного Чжоу
(557—581 гг.). В Танском кодексе нуби и буцюй находились примерно в равном положении и не приравнивались к лян. В комментариях к Кодексу ясно указывается, что буцюй были бездомны в юные годы и продавали себя своему будущему хозяину с целью пропитания. Хозяин же обращался с ними как с рабами. Они не имели собственного хозяйства, а в переписи регистрировались как лица, прикрепленные к домохозяйству своего хозяина. Хотя они по-прежнему имели право на обладание движимым имуществом (это было признано правом), их правовой статус приближался к статусу крепостного.
Кроме того, «подлый люд» различался и по функциональному признаку — по роду выполняемых работ (лица, занятые в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, отправлении торжественных церемоний и ритуальных действий и др.)
Однако наибольшее значение имело деление цзянь-жэнъ по степени пораженности в правах. Так, Кодекс выделяет лиц, приравненных по своему правовому положению к домашнему скоту и другому имуществу. Вместе с тем известны и отдельные группы «подлого люда», правовое положение которых было приближено к статусу младших членов семьи. Например, ст. 47 «Лично зависимые гуаньху и буцюй» предписывает в качестве общего правила наказание этим категориям населения наравне с лично свободными простолюдинами.
Большинство лично свободных составляли непривилегированные тяглые простолюдины (байсин). Как правило, наказания за проступки простолюдинов рассматривались Кодексом как стандарт, на основе которого исчислялись степень и вид наказания для других категорий населения.
Однако преобладающее количество статей Кодекса посвящено другой категории «доброго люда» — чиновничеству, чье поведение регламентировалось на основании учения Конфуция о «благородном человеке», занимающем привилегированное положение в танском обществе. Чиновничество подразделялось на две категории: чиновников основного штата и вспомогательного штата
Правовое положение конкретного лица в средневековом Китае в значительной мере определялось в зависимости от занимаемой должности, почетных и наградных должностей, а также аристократических титулов. Каждой должности и титулу соответствовал определенный ранг, согласно которому и предоставлялись те или иные преимущества, носившие экономический (получение соответствующего своему рангу жалованья, земельного участка, освобождение от уплаты налогов и трудовых повинностей) и правовой характер.
К правовым преимуществам, кроме права на соискание должности определенного ранга, относилось предоставление родственникам и подчиненным «тени». Этот институт представлял собой общеобязательный способ передачи влиятельным лицом экономических и правовых привилегий другому лицу на основе родственной или функциональной близости
Интенсивность «тени» зависела от ранга тенедате- ля и от степени его родственной или функциональной близости к пользователю «тени». С одной стороны, «тень» предусматривала смягчение или освобождение от наказания в случае совершения преступления пользователем «тени» (возможность обсуждения, подачи прошения, уменьшения наказания и откупа). С другой стороны, «тень допуска» (чушэнь) предоставляла преимущества родственникам должностного лица при соискании ими должности.
Следует обратить внимание на ряд правил, регламентирующих деятельность чиновничества, способы продвижения по служебной лестнице, с которыми неразрывно были связаны правовые привилегии. В связи с этим необходимо выделить систему ежегодных академических экзаменов на ученую степень. Существовал также институт проверки заслуг, представлявший собой ежегодную аттестацию управленческого персонала, проводимую непосредственным начальством и описываемую в традиционных формулировках четырех достоинств и двадцати семи совершенств, систему откупов чиновников от наказаний и практику автоматического повышения ранга после четырех лет пребывания в одной должности. Для чиновников высокого ранга продвижение по служебной лестнице требовало одобрения императора, что свидетельствовало о неоднородности самой чиновничьей бюрократии и делении ее на четко обозначенные слои
Институт служебных взысканий, противоположный автоматическому повышению чиновника по службе, предусматривал «ситуационный сброс», подразумевавший различные взыскания: разжалование, лишение занимаемой должности, прерывающие карьеру чиновника, запрещение заниматься служебной деятельностью на протяжении определенного времени, понижение ранга.
Для традиционного китайского общества правовой статус индивида определялся не только местом в социальной иерархии, но и выполнением им конкретной социальной функции. Благодаря выполнению в данный момент общественно значимой деятельности любой человек получал усиленную правовую защиту. Лица, выполняющие общую социальную функцию, образовывали социальную группу, обозначаемую термином «цвет» (сэ), часто переводимым как «статус». В зависимости от того, является ли функция постоянной или временной, смысловое содержание термина «сэ» могло варьироваться. Под категорией «сэ» можно понимать и сословие, и социальный слой, и группу лиц с конкретными правомочиями, и чиновничий ранг.
Согласно традиционным представлениям такие постоянные функции, как функция правителя и подданного, отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, друзей, соответствовали пяти типам социальных связей (у лунь), выраженных в отношениях взаимного морального долженствования (между правителем и подданным), родства (между отцом и сыном), субординации (между старшим и младшим братьями), различия (между мужем и женой) и доверия (между друзьями), упорядочивали устои общества и особо охранялись традиционным китайским правом
Основная демаркационная линия различий в правовом положении танского Китая проходила между категориями лян-жэнь («добрый люд») и цзянъ-жэнь («подлый люд»)
Лица, принадлежащие к категории лян, обладали полными правами и были защищены национальным правом. Цзянь имели более низкий социально-правовой статус и характеризовались отсутствием многих прав, принадлежащих лян. Так, они были исключены из системы экзаменов на соискание государственных должностей, которая достигла во времена династии Тан своего расцвета, и, соответственно, не могли стать чиновниками. Лицам, принадлежащим к цзянь, не разрешалось вступать в браки с лян, впрочем, были запрещены и бракосочетания между различными категориями цзянь. Так, ст. 191 Тайского кодекса строго предписывает, чтобы супруги принадлежали к одной и той же категории (принцип равного статуса супругов). В случае нарушения этого принципа виновные должны были быть наказаны, а вступившие в подобные браки подлежали разлучению («возвращение к правильному состоянию»). Наказания также сильно различались в зависимости от статуса правонарушителя. Если полноправный лян ранит цзянь, наказание было легче, чем когда он причинит ущерб равному ему по статусу человеку, а если цзянь причинит ущерб полноправному лицу, то наказание было жестче, в отличие от случая, когда в конфликт вовлечены два лица категории лян
Полноправные и неполноправные лица на основании дополнительных критериев также делились на социальные группы. Так, «подлый люд» подразделялся на зависимых от казны (например, ст. 28 «Лично зависимые гун, юэ и цзаху») и зависимых от частных лиц. К последним можно отнести нуби и буцюй. Так, нуби существовали в каждой династии Китая и по своему статусу были приближены к рабам. Их движимое и недвижимое имущество принадлежало их господину. Их сыновья тоже принадлежали господину, который ими распоряжался так же, как своей собственностью. Они не были свободны при заключении брака, их потомки сохраняли статус нуби. Но их жизнь и телесная неприкосновенность охранялись государством. Обычно нуби имели семью, свое владение и свое независимое хозяйство. Таким образом, нельзя сказать, что эта категория неполноправных лиц была полностью лишена правосубъектности. В этом плане их социальное положение отличалось от античных рабов, чье существование полностью зависело исключительно от хозяев. Нуби работали в полях и мастерских, участвовали в торговле, работали как прислуга, а женщины часто становились наложницами. Условия их существования были в принципе лучше, чем у европейских рабов, а их роль в общественном производстве была не так важна, как в Греции или Риме.
Буцюй представляли собой другой вид неравноправных субъектов средневекового китайского права. Первоначально они использовались в качестве военных слуг своих хозяев. Их статус постепенно ухудшался и был ниже, чем у цзянь в законодательстве Северного Чжоу
(557—581 гг.). В Танском кодексе нуби и буцюй находились примерно в равном положении и не приравнивались к лян. В комментариях к Кодексу ясно указывается, что буцюй были бездомны в юные годы и продавали себя своему будущему хозяину с целью пропитания. Хозяин же обращался с ними как с рабами. Они не имели собственного хозяйства, а в переписи регистрировались как лица, прикрепленные к домохозяйству своего хозяина. Хотя они по-прежнему имели право на обладание движимым имуществом (это было признано правом), их правовой статус приближался к статусу крепостного.
Кроме того, «подлый люд» различался и по функциональному признаку — по роду выполняемых работ (лица, занятые в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, отправлении торжественных церемоний и ритуальных действий и др.)
Однако наибольшее значение имело деление цзянь-жэнъ по степени пораженности в правах. Так, Кодекс выделяет лиц, приравненных по своему правовому положению к домашнему скоту и другому имуществу. Вместе с тем известны и отдельные группы «подлого люда», правовое положение которых было приближено к статусу младших членов семьи. Например, ст. 47 «Лично зависимые гуаньху и буцюй» предписывает в качестве общего правила наказание этим категориям населения наравне с лично свободными простолюдинами.
Большинство лично свободных составляли непривилегированные тяглые простолюдины (байсин). Как правило, наказания за проступки простолюдинов рассматривались Кодексом как стандарт, на основе которого исчислялись степень и вид наказания для других категорий населения.
Однако преобладающее количество статей Кодекса посвящено другой категории «доброго люда» — чиновничеству, чье поведение регламентировалось на основании учения Конфуция о «благородном человеке», занимающем привилегированное положение в танском обществе. Чиновничество подразделялось на две категории: чиновников основного штата и вспомогательного штата
Правовое положение конкретного лица в средневековом Китае в значительной мере определялось в зависимости от занимаемой должности, почетных и наградных должностей, а также аристократических титулов. Каждой должности и титулу соответствовал определенный ранг, согласно которому и предоставлялись те или иные преимущества, носившие экономический (получение соответствующего своему рангу жалованья, земельного участка, освобождение от уплаты налогов и трудовых повинностей) и правовой характер.
К правовым преимуществам, кроме права на соискание должности определенного ранга, относилось предоставление родственникам и подчиненным «тени». Этот институт представлял собой общеобязательный способ передачи влиятельным лицом экономических и правовых привилегий другому лицу на основе родственной или функциональной близости
Интенсивность «тени» зависела от ранга тенедате- ля и от степени его родственной или функциональной близости к пользователю «тени». С одной стороны, «тень» предусматривала смягчение или освобождение от наказания в случае совершения преступления пользователем «тени» (возможность обсуждения, подачи прошения, уменьшения наказания и откупа). С другой стороны, «тень допуска» (чушэнь) предоставляла преимущества родственникам должностного лица при соискании ими должности.
Следует обратить внимание на ряд правил, регламентирующих деятельность чиновничества, способы продвижения по служебной лестнице, с которыми неразрывно были связаны правовые привилегии. В связи с этим необходимо выделить систему ежегодных академических экзаменов на ученую степень. Существовал также институт проверки заслуг, представлявший собой ежегодную аттестацию управленческого персонала, проводимую непосредственным начальством и описываемую в традиционных формулировках четырех достоинств и двадцати семи совершенств, систему откупов чиновников от наказаний и практику автоматического повышения ранга после четырех лет пребывания в одной должности. Для чиновников высокого ранга продвижение по служебной лестнице требовало одобрения императора, что свидетельствовало о неоднородности самой чиновничьей бюрократии и делении ее на четко обозначенные слои
Институт служебных взысканий, противоположный автоматическому повышению чиновника по службе, предусматривал «ситуационный сброс», подразумевавший различные взыскания: разжалование, лишение занимаемой должности, прерывающие карьеру чиновника, запрещение заниматься служебной деятельностью на протяжении определенного времени, понижение ранга.
Для традиционного китайского общества правовой статус индивида определялся не только местом в социальной иерархии, но и выполнением им конкретной социальной функции. Благодаря выполнению в данный момент общественно значимой деятельности любой человек получал усиленную правовую защиту. Лица, выполняющие общую социальную функцию, образовывали социальную группу, обозначаемую термином «цвет» (сэ), часто переводимым как «статус». В зависимости от того, является ли функция постоянной или временной, смысловое содержание термина «сэ» могло варьироваться. Под категорией «сэ» можно понимать и сословие, и социальный слой, и группу лиц с конкретными правомочиями, и чиновничий ранг.
Согласно традиционным представлениям такие постоянные функции, как функция правителя и подданного, отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, друзей, соответствовали пяти типам социальных связей (у лунь), выраженных в отношениях взаимного морального долженствования (между правителем и подданным), родства (между отцом и сыном), субординации (между старшим и младшим братьями), различия (между мужем и женой) и доверия (между друзьями), упорядочивали устои общества и особо охранялись традиционным китайским правом
Алексей Иванов
Опубликовано 17-08-2023
231