Предмет бухгалтерского учета и его объекты
Предметом бухгалтерского учета является формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета
Объектами, или составными частями предмета являются:
- активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, т.е. то имущество организации
- обязательства - обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой, должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Обязательства относятся к заемному капиталу
- источники финансирования его деятельности – собственный капитал
- доходы - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников
- расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников.
- факты хозяйственной жизни - хозяйственные операции, вызывающие изменение в составе хоз.средств и источников их формирования
По составу и функциональной роли (характеру использования) активы (имущество) организации подразделяют на две группы:
- внеоборотные активы (основной капитал);
- оборотные активы (оборотный капитал).
Основные средства (ОС) (здания, машины, оборудование, транспортные средства, земельные участки, сооружения, вычислительная техника, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот, объекты природопользования и др.) - актив, характеризующийся одновременно следующими признаками: имеет материально-вещественную форму, предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности в течение периода более 12 месяцев и способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Основные средства, как средства труда, участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями - по мере начисления амортизации.
Нематериальные активы (НМА) - актив, характеризующийся одновременно следующими признаками: не имеет материально-вещественной формы, предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности в течение периода более 12 месяцев, способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и может быть выделен (идентифицирован) из других активов или отделен от них.
К НМА относят:
- исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения; произведения науки, литературы и искусства; патенты; программное обеспечение; базы данных; топологии интегральных микросхем; полезные модели; промышленные образцы; секреты производства (ноу-хау); селекционные достижения и пр.)
- средства индивидуализации (фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания)
- лицензии и разрешения на ведение отдельных видов деятельности,
- неисключительные права на [a]лицензионное ПО[/a],
- любые [a]успешные НИОКР[/a], а не только те, в результате которых получены исключительные права
- деловая репутация (положительная).
Капитальные вложения - затраты организации на приобретение, создание, улучшение объектов основных средств, объектов нематериальных активов, а также восстановление объектов основных средств.
Финансовые вложения - актив, характеризующийся одновременно следующими признаками: наличие надлежаще оформленных документов; переход всех финансовых рисков; способность приносить организации экономические выгоды в будущем. К финансовым вложениям относят:
- государственные и муниципальные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства),
- ценные бумаги других организаций,
- вклады в уставные капиталы других организаций,
- предоставленные другим организациям займы,
- депозитные вклады в кредитных организациях,
- дебиторская задолженность, приобретенная по договору уступки права требования (договор цессии).
Доходные вложения в материальные ценности – это основные средства, предназначенные для сдачи в аренду, лизинг или прокат с целью получения экономических выгод.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из:
Запасов - они в отличие от ВНА потребляются в одном производственном цикле и сразу переносят свою стоимость на готовый продукт. К запасам в качестве предметов труда относят сырье и материалы, топливо и полуфабрикаты, запасные части и тару. К предметам обращения относят готовую продукцию, предназначенную для реализации, т.е. на складе и отгруженную покупателям. К производственным затратам относят незавершенное производство, расходы будущих периодов. К непроизводственным затратам – общехозяйственные расходы и расходы на продажу.
Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, свободных ДС на расчетных, валютных и специальных счетах в банках и денежных документов.
Дебиторская задолженность - долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из:
- задолженности покупателей и заказчиков за поставленные товары, работы и услуги, в т.ч обеспеченной полученными векселями;
- суммы авансов, выданных поставщикам и подрядчикам;
- задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы;
- задолженности персонала по выданным им займам, а также задолженности по недостачам, кражам и хищениям;
- задолженность учредителей по вкладам в УК
- суммы страхового возмещения по договорам страхования;
- суммы по претензиям к поставщикам и транспортным компаниям по недостачам грузов;
- суммы штрафов, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда за несоблюдение договорных обязательств;
- задолженность сотрудников по переплате им заработной платы и др.
По источникам образования активы (имущество) организаций подразделяют на:
- - собственные источники финансирования (собственный капитал);
- - заемные (привлеченные) источники, т.е. обязательства (заемный капитал).
Собственный капитал отражен в пассиве баланса (3 раздел баланса). Собственный капитал может состоять из:
Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость ОС, НМА, ФВ, оборотных активов и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Добавочный капитал – как источник собственных средств образуется за счет дооценки ОС, НМА, а также эмиссионный доход (превышение продажной цены собственных акций над номинальной стоимостью акций).
Резервный капитал - создается за счет прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных убытков; для погашения облигаций организации; выкупа акций в случае отсутствия иных средств.
Нераспределенная прибыль - часть чистой прибыли, нераспределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.
Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая - за счет обязательств организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками (т.е. заемных, привлеченных средств).
Обязательствами организаций являются:
Кредиты банка - суммы полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка на различные цели с обязательным возвратом и за определенную плату. Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года, а долгосрочные - на срок более одного года.
Займы - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи облигаций организации. Займы, полученные на срок до одного года, называют краткосрочными, а на срок более одного года - долгосрочными.
Кредиторская задолженность - задолженность данной организации другим организациям, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, работ и услуг называют поставщиками и подрядчиками.
Задолженность поставщикам и подрядчикам, в т.ч. векселя к уплате; задолженность по авансам, полученным от покупателей, называется торговой кредиторской задолженностью.
Кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям - прочими кредиторами Или обязательствами по распределению. К ним относятся:
- задолженность перед персоналом организации по заработной плате,
- задолженность органам социального страхования по начисленным отчислениям;
- задолженность по налогам и сборам по платежам в бюджет;
- задолженность учредителям по выплате доходов;
- задолженность подотчетным лицам по суммам перерасхода согласно авансовому отчету;
- задолженность по страховым платежам по имущественному и личному страхованию;
- суммы штрафов, пени, неустойки, признанные плательщиком или по которым получены решения суда за несоблюдение договорных обязательств;
- задолженность персоналу организации по суммам депонентов;
- задолженность по исполнительным документам и пр.
- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание
- на предстоящую оплату отпусков работникам
- на выплату вознаграждений по итогам работы за год
- по незавершенным судебным разбирательствам
- на демонтаж ОС по истечении СПИ
Хозяйственные процессы. Основными хозяйственными процессами промышленной организации являются процессы заготовления, производства и реализации продукции.
- заготовление - приобретение материально-производственных запасов (МПЗ) различного вида, необходимых для осуществления производственных и хозяйственных нужд и товаров для реализации;
- производство - изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ;
- реализация (продажа) - выполнение договорных обязательств перед покупателями и заказчиками путем продажи готовой продукции собственного производства, работ и услуг, а также перепродажа товаров.
Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бух.учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются:
- Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хоз.операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию.
- Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат основные средства, запасы, денежные средства, расчеты с дебиторами и кредиторами, незавершенное производство и др.
- Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников. Оценка имущества базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно во всех организациях, что достигается соблюдением установленных правил оценки. Например, действующими НПА установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости, производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления и т.д.
- Калькуляция - способ группировки затрат на производство и реализацию и определения себестоимости как по организации в целом, так и по видам продукции.
- Система счетов и двойная запись. Счет - это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, доходах, расходах и хозяйственных операциях. На каждый объект учета открывается отдельный счет.
- Бухгалтерский баланс - способ экономического обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца. По своему строению он представляет двустороннюю таблицу. Левая сторона - актив - показывает, какими хоз.средствами организация располагает, а правая сторона – пассив - из каких источников они возникли. Слово “баланс” в переводе с латинского означает “двухчашечный, весы”. Поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов, т.е. сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива. Т.о. баланс позволяет осуществлять наблюдение и строгий контроль за наличием и использованием средств организации.
- Отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год). Она является завершающим этапом учетного процесса. В соответствии с ФЗ “О БУ“ бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т.д.
Экономическая группировка объектов бухучета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хоз.деятельностью, обеспечивается системой счетов.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого).