Учение о праве и государстве Г. Шершеневича
Габриэль Шершеневич (1863–1912). «Общая теория права». Одной из центральных тем науки о праве в тот период было построение философии права и ее отграничение от общей теории права.
Философия права изучает право в двух аспектах: право, как оно есть и право, каким оно должно быть. Теория: изучение основных понятий: источник права, норма права и т.д. Положительное право: тенденции развития права. Ошибка современного права в том, что оно «тоскует по идеалу» вместо того, чтобы заняться исследованием юридических вопросов, определяемых временем и местом, т.е. правом, как оно есть.
Понятие права включает в себя только действующее право. Объективное право – совокупность правовых норм. Субъектив- ное право – возможность осуществления субъектом права своих интересов. Ему всегда соответствует объективное право – основное понятие права.
Сущностные черты права: предполагает поведение лица; обладает принудительным характером; всегда связано с государственной властью. Право – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Право, как явление общественное, есть понятие социологическое, и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях.
Понятие права Шершеневич строго отграничивал от понятия нравственности. Был против деления норм нравственнос ти на индивидуальные и социальные. Они всегда имеют социальный характер, т.к. определяют требования общества к человеку.
Принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право. Нормы права выражают требования, обращенные государственной властью к подчиненным ей лицам.
Действия государственной власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали. Церковные каноны не могут иметь правового характера, т.к. они исходят не от государства, а от церкви. Сюда относятся также те правила, которыми определяются взаимные отношения государств. Государство – источник права.
Граница между правом и произволом в том, что право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью. Государство само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти. Государство и общество взаимодействуют друг с другом. В государстве существуют различные общественные интересы. Общество может одобрять политический режим, но может и воздействовать на политику государства через общественно мнение.
В основе деятельности любого государства – инстинкт политического самосохранения. Реформы – единственный путь для существования и развития общества, политической власти. Правовое государство – это теоретическая конструкция; конституционное – средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе.
Философия права изучает право в двух аспектах: право, как оно есть и право, каким оно должно быть. Теория: изучение основных понятий: источник права, норма права и т.д. Положительное право: тенденции развития права. Ошибка современного права в том, что оно «тоскует по идеалу» вместо того, чтобы заняться исследованием юридических вопросов, определяемых временем и местом, т.е. правом, как оно есть.
Понятие права включает в себя только действующее право. Объективное право – совокупность правовых норм. Субъектив- ное право – возможность осуществления субъектом права своих интересов. Ему всегда соответствует объективное право – основное понятие права.
Сущностные черты права: предполагает поведение лица; обладает принудительным характером; всегда связано с государственной властью. Право – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Право, как явление общественное, есть понятие социологическое, и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях.
Понятие права Шершеневич строго отграничивал от понятия нравственности. Был против деления норм нравственнос ти на индивидуальные и социальные. Они всегда имеют социальный характер, т.к. определяют требования общества к человеку.
Принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право. Нормы права выражают требования, обращенные государственной властью к подчиненным ей лицам.
Действия государственной власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали. Церковные каноны не могут иметь правового характера, т.к. они исходят не от государства, а от церкви. Сюда относятся также те правила, которыми определяются взаимные отношения государств. Государство – источник права.
Граница между правом и произволом в том, что право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью. Государство само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти. Государство и общество взаимодействуют друг с другом. В государстве существуют различные общественные интересы. Общество может одобрять политический режим, но может и воздействовать на политику государства через общественно мнение.
В основе деятельности любого государства – инстинкт политического самосохранения. Реформы – единственный путь для существования и развития общества, политической власти. Правовое государство – это теоретическая конструкция; конституционное – средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе.
Алексей Иванов
Опубликовано 17-08-2023
143