Sphere
Войти
Психофизиологические характеристики интеллектуальной деятельности.
Обучение в высшей школе - сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Учебный процесс студентов - это умственный труд, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего, увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии около 2500-3000 ккал. Большая нагрузка на ЦНС и на её высший отдел – кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Функции сердечно-сосудистой системы изменяются незначительно (происходит увеличение кровенаполнения сосудов конечностей и расширения сосудов внутренних органов), совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Показатели дыхания при этом почти не изменяются.

Но при эмоциональном напряженном умственном труде возрастает ЧСС (до 90-110 уд/мин. – на экзаменах), повышается давление, дыхание становится неравномерным (оно может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки, снижается насыщение крови кислородом).

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. Возбудимость зрительного анализатора повышается после небольшой по интенсивности работы. Наибольшему напряжению подвергаются системы непосредственного запоминания и сосредоточения внимания. Работоспособность не остается постоянной. Она то ухудшается, то улучшается. Это происходит под влиянием различных факторов:

  1. внешних условий – освещенность рабочего места, шум, температура воздуха и прочее

  2. физиологических факторов – состояние здоровья, определяемое питанием, отдыхом и др.

  3. психологических факторов – настроение студента, пониманием им смысла выполняемой работы, интереса к ней, волевых усилий, воздействия со стороны других лиц в виде поощрений, указаний и т.п.

При этом один и тот же фактор может оказывать на работоспособность различных лиц противоположное влияние. Так, неудовлетворенность собой и своей деятельностью одних мобилизует, других угнетает.

Для большинства современных профессий интеллектуальной деятельности характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, а также возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга и вегетативной нервной системы и в то же время малое участие мышечной системы.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, обеспечивающую протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоции. Выявлено отрицательное воздействие на организм пребывания в «сидячей позе», характерной для умственного труда. В таком положении кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе и мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется, нарушается деятельность циркуляторного аппарата кровообращения. Все это приводит к функциональному напряжению, нарушению питания клеток головного мозга, снижению работоспособности и, в целом, может быть причиной возникновения заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.

При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной деятельностью можно наблюдать тахикардию, повышение артериального давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода и др. сдвиги со стороны вегетативных функций.
photoAccount
Алексей Иванов Опубликовано 17-11-2024
imageviews 25