Чем, в конечном счете, стремится быть философия?
Итак, философия стремится познать жизнь, стать самой жизнью. Но почему она не является ею с самого начала? Почему так трудно достичь этого независимого непрактического отношения. Если человеку присуще мышление по природе так же, как полет присущ птице, то почему же чело-веку так трудно мыслить, если птице летать не трудно? Почему человек вместо того, чтобы пребывать в спокойном свободном мышлении использует любую возможность, чтобы не мыслить. Человек готов совершать любые дела, заниматься чем угодно, лишь бы не мыслить. Заставьте какого-нибудь рабочего, который каждый день жалуется на то, что ему приходится тяжело работать и проклинает бездельников-философов, заставьте этого рабочего поменяться с философом местами. Заставьте его прочитать какую-нибудь философскую книгу, заставьте его поразмышлять о мире, причем не в двух-трех словах, а основательно, и вы обнаружите, что этот рабочий человек скоро заявит, что лучше он отработает смену бесплатно, чем будет заниматься такой «ерундой». Почему дети в школах отлынивают от учебы и готовы заниматься всем чем угодно, только чтобы не ходить на уроки? Конечно, не все, но большинство людей избирает именно такой путь. Только не нужно потом жаловаться на свою тяжелую жизнь и называть философа бездельником. Вам тоже никто не мешал стать философом! Никто, кроме Вас самих, поэтому Вы сами выбрали свой путь и выбрали его потому что Вам казалось, что «так легче». Кто-то считает, что легче работать лопатой, чем учить высшую математику, кто-то считает, что лег-че учить высшую математику, чем работать лопатой. Но в таком случае мы приходим к антигуманной концепции: одни люди созданы, чтобы работать умственно, другие -физически. Именно так было в платоновском и аристотелевском «государствах».
Алексей Иванов
Опубликовано 01-11-2023
125