Что такое основная сущность?
Ортега ставит задачу создания такой философии, которая, не отказываясь от достижений прошедших этапов, в большей степени учитывала бы новые жизненные обстоятельства и прагматические потребности чело-века. Не ставя перед собой задачу изложить философскую концепцию Ор-теги, укажем, что созданию новой философии он посвятил большинство своих трудов.
Сущность своей новой философии Ортега выразил следующей парадигмой: «Я – есть я и мои обстоятельства». Смысл этой парадигмы заключается в том, что нельзя мыслить человеческое «Я» без окружающего его мира, или, поортегиански, обстоятельств, то есть того, что окружает чело-века. Объем понятия «обстоятельства» постоянно Ортегой изменялся и наполнялся все новым и новым содержанием.
Вначале оно включало в себя природную среду обитания человека, затем было дополнено культурным и социальным содержанием, а в конечном итоге вобрало в себя убеждения того социального мира, в котором обитал конкретный человек. В окончательном варианте в понятие «обстоятельства» было включено широкое содержание, вобравшее в себя практически весь культурно-исторический мир человека, который, по мнению Ортеги, изначально объединен с человеком и без которого он не может существовать. Именно такой человек в его неразрывном единстве с окружающим его культурно-историческим миром и должен, согласно Ортеге, быть в центре новой философии.
Сущность своей новой философии Ортега выразил следующей парадигмой: «Я – есть я и мои обстоятельства». Смысл этой парадигмы заключается в том, что нельзя мыслить человеческое «Я» без окружающего его мира, или, поортегиански, обстоятельств, то есть того, что окружает чело-века. Объем понятия «обстоятельства» постоянно Ортегой изменялся и наполнялся все новым и новым содержанием.
Вначале оно включало в себя природную среду обитания человека, затем было дополнено культурным и социальным содержанием, а в конечном итоге вобрало в себя убеждения того социального мира, в котором обитал конкретный человек. В окончательном варианте в понятие «обстоятельства» было включено широкое содержание, вобравшее в себя практически весь культурно-исторический мир человека, который, по мнению Ортеги, изначально объединен с человеком и без которого он не может существовать. Именно такой человек в его неразрывном единстве с окружающим его культурно-историческим миром и должен, согласно Ортеге, быть в центре новой философии.
Алексей Иванов
Опубликовано 01-11-2023
163