Учение о государстве и праве Г. Еллинека
Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851-1911) попытался рядом с "юриспруденцией интересов" разработать другую концепцию буржуазного правоведения.
Он решил соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией.
Еллинек различал:
1. Социальное учение о государстве.
2. Учение о государственном праве.
Исходя из неокантианськой методологии, он утверждал, что эти учения основаны на разных методах. Соответственно, государство и право имеют разные аспекты и определения. Государство - это социальное явление, обладающее первичной господствующей властью союзное единстве оседлых людей. Правовое понятие государства сводится к "корпорации"". Это юридическая личность, субъект права. В разных аспектах - в нормативном и в социальном изучается право.
Еллинек различал социальные и юридические понятия государства и права. Отделял писаную конституцию от фактической. Он доказывал, что право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. Власть и право в социальном аспекте должны толковаться психологически. Все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество - совокупность психологических связей, что обнаруживаются в общественном мире, между людьми. Действующее право, за Еллинеком определялось в духе юридического позитивизма. Право в социальном аспекте, позитивность права основаны на средний, типовой убежденности народа в том, что это есть право действующее. На такой основе построен весь правопорядок.
В социально-психологическом плане истолковывается и государство, которое сводится к соотношений волеизъявления господствующих и подвластных. Повиновение обеспечивается там, где до фактических отношений господства присоединяется их психологическое признание подвластными как нормативных отношений. Должно быть так, как есть. Именно эта нормативная сознание, добавляя власти правового характера, делает ее прочной. Государственная власть должна - не считая переходных эпох - опираться на убежденность народа в ее правомерности, что присуще любой форме государства, не исключая и неограниченной монархии.
Таким образом, Еллинек высказал идею, названную позже политологами идеей легитимации государственной власти.
Как истинный либерал, Еллинек предоставлял в своих политико-правовых учениях большое значение правам и свободам как необходимом условии свободной от государственного вмешательства индивидуальной деятельности. С точки зрения юридического позитивизма эти права и свободы определяются объективным правом, что создается и применяется государством. Необходимо было доказать "связанность государства" им же создаваемым правом. С юридической точки зрения эту "связь" Еллинек объяснял обязательностью законов для государственных органов.
Деятельность органов государства и есть сама государственная деятельность. Иной деятельности государства, кроме осуществляемой через посредство его органов, вообще не существует. Однако, когда воля государственного органа и есть воля государства, с той же, чисто юридической точки зрения, такое утверждение может обернуться и противоположностью. Ибо любой, даже противоречащий закону акт государственного органа, должен считаться правомерным.
Ссылаясь на социальное понятие государства и права, на господствующий социально-психологический взгляд, Еллинек отмечал, что вся наша современная культура основана на убеждении. Власть государства имеет свои пределы. А мы - подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы. Эти соображения Еллинека отражают более высокий уровень конституционного развития Германской империи, чем апелляции Рудольфа Иеринга до ума правящих кругов.
Политико-правовая теория Еллинека касалась и проблемы общества. Общество состоит из разных, противоположных друг другу социальных групп, борющихся между собой. Поэтому оно не может иметь единой свободы. Представительное учреждение (Парламент) должна выражать единую народную волю. Еллинек, как и представители юридической школы государствоведения, одобряет институты парламентаризма, независимость депутатов от избирателей. Народ, объяснял Еллинек, влияет на ход государственных дел через избирательное право. Депутат по закону не обязан отчитываться перед избирателями, но находится под их фактическим контролем. Парламент, свобода которого расходится с народными воззрениями, не может долго оставаться у власти.
В парламентском, представительном правлении снимаются противоречия между единством государства как юридического лица и социальной разобщенностью интересов народа, образующих данное юридическое лицо.
Политико-правовая теория Георга Еллинека служила обоснованием развития представительных учреждений парламентского типа в Германской империи и других странах.
Он решил соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией.
Еллинек различал:
1. Социальное учение о государстве.
2. Учение о государственном праве.
Исходя из неокантианськой методологии, он утверждал, что эти учения основаны на разных методах. Соответственно, государство и право имеют разные аспекты и определения. Государство - это социальное явление, обладающее первичной господствующей властью союзное единстве оседлых людей. Правовое понятие государства сводится к "корпорации"". Это юридическая личность, субъект права. В разных аспектах - в нормативном и в социальном изучается право.
Еллинек различал социальные и юридические понятия государства и права. Отделял писаную конституцию от фактической. Он доказывал, что право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. Власть и право в социальном аспекте должны толковаться психологически. Все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество - совокупность психологических связей, что обнаруживаются в общественном мире, между людьми. Действующее право, за Еллинеком определялось в духе юридического позитивизма. Право в социальном аспекте, позитивность права основаны на средний, типовой убежденности народа в том, что это есть право действующее. На такой основе построен весь правопорядок.
В социально-психологическом плане истолковывается и государство, которое сводится к соотношений волеизъявления господствующих и подвластных. Повиновение обеспечивается там, где до фактических отношений господства присоединяется их психологическое признание подвластными как нормативных отношений. Должно быть так, как есть. Именно эта нормативная сознание, добавляя власти правового характера, делает ее прочной. Государственная власть должна - не считая переходных эпох - опираться на убежденность народа в ее правомерности, что присуще любой форме государства, не исключая и неограниченной монархии.
Таким образом, Еллинек высказал идею, названную позже политологами идеей легитимации государственной власти.
Как истинный либерал, Еллинек предоставлял в своих политико-правовых учениях большое значение правам и свободам как необходимом условии свободной от государственного вмешательства индивидуальной деятельности. С точки зрения юридического позитивизма эти права и свободы определяются объективным правом, что создается и применяется государством. Необходимо было доказать "связанность государства" им же создаваемым правом. С юридической точки зрения эту "связь" Еллинек объяснял обязательностью законов для государственных органов.
Деятельность органов государства и есть сама государственная деятельность. Иной деятельности государства, кроме осуществляемой через посредство его органов, вообще не существует. Однако, когда воля государственного органа и есть воля государства, с той же, чисто юридической точки зрения, такое утверждение может обернуться и противоположностью. Ибо любой, даже противоречащий закону акт государственного органа, должен считаться правомерным.
Ссылаясь на социальное понятие государства и права, на господствующий социально-психологический взгляд, Еллинек отмечал, что вся наша современная культура основана на убеждении. Власть государства имеет свои пределы. А мы - подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы. Эти соображения Еллинека отражают более высокий уровень конституционного развития Германской империи, чем апелляции Рудольфа Иеринга до ума правящих кругов.
Политико-правовая теория Еллинека касалась и проблемы общества. Общество состоит из разных, противоположных друг другу социальных групп, борющихся между собой. Поэтому оно не может иметь единой свободы. Представительное учреждение (Парламент) должна выражать единую народную волю. Еллинек, как и представители юридической школы государствоведения, одобряет институты парламентаризма, независимость депутатов от избирателей. Народ, объяснял Еллинек, влияет на ход государственных дел через избирательное право. Депутат по закону не обязан отчитываться перед избирателями, но находится под их фактическим контролем. Парламент, свобода которого расходится с народными воззрениями, не может долго оставаться у власти.
В парламентском, представительном правлении снимаются противоречия между единством государства как юридического лица и социальной разобщенностью интересов народа, образующих данное юридическое лицо.
Политико-правовая теория Георга Еллинека служила обоснованием развития представительных учреждений парламентского типа в Германской империи и других странах.
Алексей Иванов
Опубликовано 17-08-2023
210