Sphere
Войти
Этапы развития лизинга за рубежом и в России
Идея лизинга по существу не нова.

В IX в. в Венеции также осуществлялись сделки, схожие с лизин­говыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и вла­дельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» (якоря) возвращались их владельцам, чтобы снова быть сданными в аренду.

Традиционно лизинг считается американским изобретением, пе­ревезенным американскими предпринимателями через океан в Ев­ропу в начале 60-х годов XX в. Однако английские авторы не согла­шаются с таким взглядом на события, утверждая, что лизинг зародился в Англии во второй половине XIX в., затем перекочевал в Северную Америку и лишь потом, уже во второй половине XX в., оказался опять в Европе, правда, с некоторыми изменениями, что представляется вполне естественным, если учесть, что «старт» и.«фи­ниш» разделены целым столетием.

Операции, аналогичные современному лизингу, применялись в Англии уже в Средние века. Их предметом было чаще всего фермер­ское оборудование и лошади. Одним из первых законов о лизинге является закон Уэллса 1284 г.

В начале IX в. в Англии с развитием промышленности, увели­чением производства различных видов оборудования возросло ко­личество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной про­мышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стали очевидны не­выгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, требовалось все больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единствен­ной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При со­ставлении договора они стали включать в него опцион (право) на покупку, предоставлявшийся пользователю по окончании срока ли­зинга. Одной из причин появления такого условия было то, что поль­зователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собст­венность. Такие сделки получили название договоров аренды-прода­жи. Дальнейшее развитие лизинга и аренды-продажи привело к не­обходимости разграничения договоров лизинга и аренды-продажи.

В США, как и в Англии, лизинг развивался в первую очередь в области железнодорожного транспорта. «Отцом» американского ли­зинга считается Генри Шонфенльд, организовавший в 1952 г. компа­нию для одной конкретной сделки. Он быстро убедился в том, что эта форма таит в себе многие, еще не раскрытые возможности. Г. Шонфенльд создал известнейшую американскую лизинговую компанию УпКес! 51а1е5 Ьеа&т§ СогроШюп (в настоящее время — 11ш1ес! 5т(ез Ьеазшё 1п1егпа1юпа1 1пс.). Вскоре появилась масса по­следователей Шонфенльда, также открывших для себя преимущест­во получения доходов из владения, пользования, а не собственности. В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры к за­рубежным рынкам. В 1959 г. ИпНес! 51а1ез Ьеазт§ Согр. учредила фи­лиал в Канаде и стала подумывать об учреждении филиала в Англии. После Второй мировой войны в Англии продолжала развиваться аренда-продажа (правда, чаще ее предметом были потребительские товары). В 1959 г. управляющий директор английской торговой кре­дитной компании (МегсапШе СгесШ Сотрапу) посетил США. Здесь он встретился с представителем УпИес! 5Ш168 Ьеа«т§ СогроШюп, и эту встречу можно назвать решающей, по крайней мере в истории развития лизинга. Начались переговоры о возможной совместной деятельности. Так соединились две самостоятельные линии, разви­вавшиеся во многом сходно, но имевшие и существенные различия. 8 июля была создана Торговая лизинговая компания, в состав кото­рой вошла английская торговая кредитная компания (МегсапШе СгесШ Сотрапу) и ШНей 5Шез Ьеазт§ СогрогаНоп (20%), для ис­пользования лизинга в Англии. Несомненные и очень быстрые успе­хи компании привлекли к себе внимание и других английских фи нансовых компаний. В первой половине 60-х годов большинство из них участвовало в операциях по лизингу. Постепенно присоединя­лись и банки. Лизинг не должен был заменить аренду-продажу. Ос­новное их различие заключалось в предмете договора (как правило, потребительские товары при аренде-продаже и оборудование при лизинге).

В отличие от США в Англии вопросы налогообложения не играли столь важную роль при решении вопроса, покупать оборудование или брать его в лизинг. Но постепенно, по мере увеличения льгот при ка­питаловложениях, вводимых в 60—70 годы, ситуация изменилась.

Если «встреча» английской и американской линий развития ли­зинга прошла «в духе взаимопонимания» и не вызвала ни с той, ни с другой стороны серьезных проблем в первую очередь в силу право­вой общности, то совсем иная ситуация сложилась при перенесении лизинга в страны континентальной Европы, в совершенно иную систему англо-американского института. И тем не менее в настоя­щее время лизинг стал одной из широко применяемых правовых форм, представляя конкуренцию купле-продаже в рассрочку, раз­личным формам кредита. Одной из причин такого быстрого (немно­гим более 20 лет) распространения лизинга в Европе, по всей види­мости, является то обстоятельство, что основная идея лизинга — разделение владения и собственности — не была абсолютна чужда европейскому праву.

Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. И называлась SEPAFITEC.
photoAccount
Алексей Иванов Опубликовано 30-08-2023
imageviews 229