Этапы развития лизинга за рубежом и в России
Идея лизинга по существу не нова.
В IX в. в Венеции также осуществлялись сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» (якоря) возвращались их владельцам, чтобы снова быть сданными в аренду.
Традиционно лизинг считается американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями через океан в Европу в начале 60-х годов XX в. Однако английские авторы не соглашаются с таким взглядом на события, утверждая, что лизинг зародился в Англии во второй половине XIX в., затем перекочевал в Северную Америку и лишь потом, уже во второй половине XX в., оказался опять в Европе, правда, с некоторыми изменениями, что представляется вполне естественным, если учесть, что «старт» и.«финиш» разделены целым столетием.
Операции, аналогичные современному лизингу, применялись в Англии уже в Средние века. Их предметом было чаще всего фермерское оборудование и лошади. Одним из первых законов о лизинге является закон Уэллса 1284 г.
В начале IX в. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стали очевидны невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, требовалось все больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него опцион (право) на покупку, предоставлявшийся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи. Дальнейшее развитие лизинга и аренды-продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды-продажи.
В США, как и в Англии, лизинг развивался в первую очередь в области железнодорожного транспорта. «Отцом» американского лизинга считается Генри Шонфенльд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Он быстро убедился в том, что эта форма таит в себе многие, еще не раскрытые возможности. Г. Шонфенльд создал известнейшую американскую лизинговую компанию УпКес! 51а1е5 Ьеа&т§ СогроШюп (в настоящее время — 11ш1ес! 5т(ез Ьеазшё 1п1егпа1юпа1 1пс.). Вскоре появилась масса последователей Шонфенльда, также открывших для себя преимущество получения доходов из владения, пользования, а не собственности. В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры к зарубежным рынкам. В 1959 г. ИпНес! 51а1ез Ьеазт§ Согр. учредила филиал в Канаде и стала подумывать об учреждении филиала в Англии. После Второй мировой войны в Англии продолжала развиваться аренда-продажа (правда, чаще ее предметом были потребительские товары). В 1959 г. управляющий директор английской торговой кредитной компании (МегсапШе СгесШ Сотрапу) посетил США. Здесь он встретился с представителем УпИес! 5Ш168 Ьеа«т§ СогроШюп, и эту встречу можно назвать решающей, по крайней мере в истории развития лизинга. Начались переговоры о возможной совместной деятельности. Так соединились две самостоятельные линии, развивавшиеся во многом сходно, но имевшие и существенные различия. 8 июля была создана Торговая лизинговая компания, в состав которой вошла английская торговая кредитная компания (МегсапШе СгесШ Сотрапу) и ШНей 5Шез Ьеазт§ СогрогаНоп (20%), для использования лизинга в Англии. Несомненные и очень быстрые успехи компании привлекли к себе внимание и других английских фи нансовых компаний. В первой половине 60-х годов большинство из них участвовало в операциях по лизингу. Постепенно присоединялись и банки. Лизинг не должен был заменить аренду-продажу. Основное их различие заключалось в предмете договора (как правило, потребительские товары при аренде-продаже и оборудование при лизинге).
В отличие от США в Англии вопросы налогообложения не играли столь важную роль при решении вопроса, покупать оборудование или брать его в лизинг. Но постепенно, по мере увеличения льгот при капиталовложениях, вводимых в 60—70 годы, ситуация изменилась.
Если «встреча» английской и американской линий развития лизинга прошла «в духе взаимопонимания» и не вызвала ни с той, ни с другой стороны серьезных проблем в первую очередь в силу правовой общности, то совсем иная ситуация сложилась при перенесении лизинга в страны континентальной Европы, в совершенно иную систему англо-американского института. И тем не менее в настоящее время лизинг стал одной из широко применяемых правовых форм, представляя конкуренцию купле-продаже в рассрочку, различным формам кредита. Одной из причин такого быстрого (немногим более 20 лет) распространения лизинга в Европе, по всей видимости, является то обстоятельство, что основная идея лизинга — разделение владения и собственности — не была абсолютна чужда европейскому праву.
Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. И называлась SEPAFITEC.
В IX в. в Венеции также осуществлялись сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» (якоря) возвращались их владельцам, чтобы снова быть сданными в аренду.
Традиционно лизинг считается американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями через океан в Европу в начале 60-х годов XX в. Однако английские авторы не соглашаются с таким взглядом на события, утверждая, что лизинг зародился в Англии во второй половине XIX в., затем перекочевал в Северную Америку и лишь потом, уже во второй половине XX в., оказался опять в Европе, правда, с некоторыми изменениями, что представляется вполне естественным, если учесть, что «старт» и.«финиш» разделены целым столетием.
Операции, аналогичные современному лизингу, применялись в Англии уже в Средние века. Их предметом было чаще всего фермерское оборудование и лошади. Одним из первых законов о лизинге является закон Уэллса 1284 г.
В начале IX в. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стали очевидны невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, требовалось все больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него опцион (право) на покупку, предоставлявшийся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи. Дальнейшее развитие лизинга и аренды-продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды-продажи.
В США, как и в Англии, лизинг развивался в первую очередь в области железнодорожного транспорта. «Отцом» американского лизинга считается Генри Шонфенльд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Он быстро убедился в том, что эта форма таит в себе многие, еще не раскрытые возможности. Г. Шонфенльд создал известнейшую американскую лизинговую компанию УпКес! 51а1е5 Ьеа&т§ СогроШюп (в настоящее время — 11ш1ес! 5т(ез Ьеазшё 1п1егпа1юпа1 1пс.). Вскоре появилась масса последователей Шонфенльда, также открывших для себя преимущество получения доходов из владения, пользования, а не собственности. В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры к зарубежным рынкам. В 1959 г. ИпНес! 51а1ез Ьеазт§ Согр. учредила филиал в Канаде и стала подумывать об учреждении филиала в Англии. После Второй мировой войны в Англии продолжала развиваться аренда-продажа (правда, чаще ее предметом были потребительские товары). В 1959 г. управляющий директор английской торговой кредитной компании (МегсапШе СгесШ Сотрапу) посетил США. Здесь он встретился с представителем УпИес! 5Ш168 Ьеа«т§ СогроШюп, и эту встречу можно назвать решающей, по крайней мере в истории развития лизинга. Начались переговоры о возможной совместной деятельности. Так соединились две самостоятельные линии, развивавшиеся во многом сходно, но имевшие и существенные различия. 8 июля была создана Торговая лизинговая компания, в состав которой вошла английская торговая кредитная компания (МегсапШе СгесШ Сотрапу) и ШНей 5Шез Ьеазт§ СогрогаНоп (20%), для использования лизинга в Англии. Несомненные и очень быстрые успехи компании привлекли к себе внимание и других английских фи нансовых компаний. В первой половине 60-х годов большинство из них участвовало в операциях по лизингу. Постепенно присоединялись и банки. Лизинг не должен был заменить аренду-продажу. Основное их различие заключалось в предмете договора (как правило, потребительские товары при аренде-продаже и оборудование при лизинге).
В отличие от США в Англии вопросы налогообложения не играли столь важную роль при решении вопроса, покупать оборудование или брать его в лизинг. Но постепенно, по мере увеличения льгот при капиталовложениях, вводимых в 60—70 годы, ситуация изменилась.
Если «встреча» английской и американской линий развития лизинга прошла «в духе взаимопонимания» и не вызвала ни с той, ни с другой стороны серьезных проблем в первую очередь в силу правовой общности, то совсем иная ситуация сложилась при перенесении лизинга в страны континентальной Европы, в совершенно иную систему англо-американского института. И тем не менее в настоящее время лизинг стал одной из широко применяемых правовых форм, представляя конкуренцию купле-продаже в рассрочку, различным формам кредита. Одной из причин такого быстрого (немногим более 20 лет) распространения лизинга в Европе, по всей видимости, является то обстоятельство, что основная идея лизинга — разделение владения и собственности — не была абсолютна чужда европейскому праву.
Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. И называлась SEPAFITEC.
Алексей Иванов
Опубликовано 30-08-2023
229