Законодательное обеспечение лизинга за рубежом и в России
Договор между лизингодателем и лизингополучателем, которые находятся в различных государствах, является договором международного лизинга. В данном лизинге не имеет значения место нахождения продавца. Под местом нахождения фирм, участвующих в договоре, имеется в виду место нахождения юридического лица, а не филиалов, следовательно, если в сделке участвуют филиалы или представительство, то их местонахождение определяется местонахождением юридического лица, которое их создало.
Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, должны учитывать международное право:
право страны, избранное сторонами сделки, если стороны определили право при совершении сделки либо в результате последовательного совершения сделок сторон. В выборе права нет ограничения;
Оттавскую конвенцию УНИДРУА — о международном финансовом лизинге 1988 г. Россия присоединилась к Конвенции в 1998 г. Документ является открытым, страны могут присоединяться. Если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах — участницах Конвенции, все участники должны строго выполнять положения данной Конвенции.
Если сделки не регулируются Конвенцией и стороны не определили применяемое право, в этом случае используется право страны лизингодателя.
В Конвенции УНИДРУА 1988 г. осуществлена попытка унифицировать основные положения, касающиеся международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана тем, что различные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договора, регулирующего операции по лизингу, сторонами которого являются коммерческие организации.
В феврале 1998 г. помимо России к Конвенции присоединились еще восемь участников: Белоруссия, Венгрия, Италия, Панама, Латвия, Нигерия, Франция, Китай. Положения данной Конвенции не противоречат российскому законодательству, следовательно, подход к лизинговым договорам будет унифицирован, он должен помочь операциям на внутреннем рынке по стимулированию выхода на внешний рынок. За рубежом международные лизинговые сделки составляют 10—15%, в России — 1 — 1,5% от общего объема лизинговых операций.
В законодательстве Франции, Бельгии, Италии придерживаются концепции экономического собственника.
В законодательстве Англии, Ирландии, Голландии, США взаимоотношения строятся, исходя из концепции юридического собственника. Некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом плане промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные для обеих правовых систем.
В Бельгии, Италии, Франции: обязательным условием лизинга является продажа имущества по истечению срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион), тогда как в Англии, США опцион не является условием лизинга. В США лизинг имеет форму дополнительной сделки, исполняемой наряду с кредитом и другими займами.
Законодательством Германии и Швейцарии предусмотрена купля-продажа в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения.
Лизинг отличается от аренды, купли-продажи в рассрочку, сделки под обеспечение в основном гибким механизмом расчета.
Разнообразие форм экономических отношений имеет место в некоторых странах мира.
Законодательством Англии и Франции многие соглашения, близкие по экономическому содержанию к арендным, трактуются как лизинговые. В Германии они могут соответствовать понятию сделки по купле-продаже в рассрочку. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона, относятся к сделкам кредитной аренды, причем это имеет принципиальное значение, так как такие сделки регулируются государством другими методами. Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.
Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране также имеет свои особенности. Во Франции вся лизинговая деятельность регулируется государством наравне с банками. В Англии и Германии банки осуществляют контроль только за лизинговыми операциями, которые проводятся под их ведомством.
Действующее российское таможенное законодательство предусматривает, что в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для лизинговой сделки, устанавливаются следующие режимы:
В соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, НДС в полном объеме. Ставки таможенной пошлины в Российской Федерации составляют 5—20% от таможенной стоимости товаров. Предмет лизинга, ввезенный в режиме выпуска товаров для свободного обращения, может быть вывезен только в режиме экспорта, что подразумевает уплату таможенных платежей на основе Таможенного кодекса РФ.
При режиме временного ввоза товары подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа. При использовании режима временного ввоза товаров таможенные пошлины и налоги вырастают за каждый полный и неполный месяц из расчета 3% суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были ввезены для режима выпуска товаров для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Сумма налогдавя,-пошлин, исчисляется в долларах США.
Недостатком действующего таможенного режима для лизинговых сделок является то, что максимальный срок временного выво-ча/ввоза товаров составляет 2 года.
Продление срока режима временного ввоза возможно только по решению Таможенного комитета РФ.
Закон о лизинге.
Федеральный закон "О лизинге" N 164-ФЗ от 29 октября 1998 г.
Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, должны учитывать международное право:
право страны, избранное сторонами сделки, если стороны определили право при совершении сделки либо в результате последовательного совершения сделок сторон. В выборе права нет ограничения;
Оттавскую конвенцию УНИДРУА — о международном финансовом лизинге 1988 г. Россия присоединилась к Конвенции в 1998 г. Документ является открытым, страны могут присоединяться. Если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах — участницах Конвенции, все участники должны строго выполнять положения данной Конвенции.
Если сделки не регулируются Конвенцией и стороны не определили применяемое право, в этом случае используется право страны лизингодателя.
В Конвенции УНИДРУА 1988 г. осуществлена попытка унифицировать основные положения, касающиеся международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана тем, что различные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договора, регулирующего операции по лизингу, сторонами которого являются коммерческие организации.
В феврале 1998 г. помимо России к Конвенции присоединились еще восемь участников: Белоруссия, Венгрия, Италия, Панама, Латвия, Нигерия, Франция, Китай. Положения данной Конвенции не противоречат российскому законодательству, следовательно, подход к лизинговым договорам будет унифицирован, он должен помочь операциям на внутреннем рынке по стимулированию выхода на внешний рынок. За рубежом международные лизинговые сделки составляют 10—15%, в России — 1 — 1,5% от общего объема лизинговых операций.
В законодательстве Франции, Бельгии, Италии придерживаются концепции экономического собственника.
В законодательстве Англии, Ирландии, Голландии, США взаимоотношения строятся, исходя из концепции юридического собственника. Некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом плане промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные для обеих правовых систем.
В Бельгии, Италии, Франции: обязательным условием лизинга является продажа имущества по истечению срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион), тогда как в Англии, США опцион не является условием лизинга. В США лизинг имеет форму дополнительной сделки, исполняемой наряду с кредитом и другими займами.
Законодательством Германии и Швейцарии предусмотрена купля-продажа в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения.
Лизинг отличается от аренды, купли-продажи в рассрочку, сделки под обеспечение в основном гибким механизмом расчета.
Разнообразие форм экономических отношений имеет место в некоторых странах мира.
Законодательством Англии и Франции многие соглашения, близкие по экономическому содержанию к арендным, трактуются как лизинговые. В Германии они могут соответствовать понятию сделки по купле-продаже в рассрочку. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона, относятся к сделкам кредитной аренды, причем это имеет принципиальное значение, так как такие сделки регулируются государством другими методами. Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.
Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране также имеет свои особенности. Во Франции вся лизинговая деятельность регулируется государством наравне с банками. В Англии и Германии банки осуществляют контроль только за лизинговыми операциями, которые проводятся под их ведомством.
Действующее российское таможенное законодательство предусматривает, что в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для лизинговой сделки, устанавливаются следующие режимы:
- режим выпуска товаров для свободного обращения
- режим временного ввоза товаров
В соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, НДС в полном объеме. Ставки таможенной пошлины в Российской Федерации составляют 5—20% от таможенной стоимости товаров. Предмет лизинга, ввезенный в режиме выпуска товаров для свободного обращения, может быть вывезен только в режиме экспорта, что подразумевает уплату таможенных платежей на основе Таможенного кодекса РФ.
При режиме временного ввоза товары подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа. При использовании режима временного ввоза товаров таможенные пошлины и налоги вырастают за каждый полный и неполный месяц из расчета 3% суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были ввезены для режима выпуска товаров для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Сумма налогдавя,-пошлин, исчисляется в долларах США.
Недостатком действующего таможенного режима для лизинговых сделок является то, что максимальный срок временного выво-ча/ввоза товаров составляет 2 года.
Продление срока режима временного ввоза возможно только по решению Таможенного комитета РФ.
Закон о лизинге.
Федеральный закон "О лизинге" N 164-ФЗ от 29 октября 1998 г.
Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
Алексей Иванов
Опубликовано 30-08-2023
127