Sphere
Войти
Структура лизинговых сделок с предприятиями малого и среднего бизнеса.
Первоначально малые предприятия не были наиболее привлекательными клиентами для лизинговых компаний, да и сейчас, как показывает статистика, их доля в лизинговых портфелях не преобладает. Наиболее интересными для лизингодателей были и остаются предприятия среднего бизнеса. Обычно они располагают более прозрачной и достоверной отчетностью, историей работы, опытом на рынке – одним словом, их риски ниже с точки зрения инвестора. И, что немаловажно, необходимые таким предприятиям инвестиции, как правило, существенно выше, чем средства, требуемые предприятиям малого бизнеса. Однако возросшая в последнее время конкуренция в сегменте среднего бизнеса заставила лизингодателей обратить более пристальное внимание на малый бизнес.

В портфеле лизинговых компаний, работающих с малым бизнесом, по данным «Эксперт РА», доминируют сделки с автотранспортом (67,3%), в том числе на легковой транспорт приходится 38,8%, на другой автотранспорт – 28,5%1. Прочее оборудование заняло 31,6%, а здания и сооружения – 1,1%. Такая структура лизинговых сделок существенно отличается от рынка лизинга в целом, на котором доля автолизинга не превышает 24%. В то же время низкая доля лизинга зданий и сооружений почти полностью совпадает со статистикой всего рынка лизинга.

За последние несколько лет сформировалась целая продуктовая линейка лизинговых предложений для малого бизнеса. Рассмотрим основные типы продуктов.

Экспресс-лизинг

Лизинговые компании, специализирующиеся на работе с малым бизнесом, предлагают условия лизинговой сделки, в максимальной степени отвечающие интересам именно таких клиентов.

На первом месте здесь стоит скорость рассмотрения заявки. Почти все лизинговые компании, целенаправленно работающие с малым бизнесом или в сегменте автолизинга (который по факту также ориентирован на малые лизинговые сделки), борются за минимальные сроки рассмотрения заявки – от 1 часа до 1 дня.

Упрощенный лизинг

Для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, лизинг теряет свои основные налоговые преимущества. Более того, лизинг фактически проигрывает кредиту, поскольку получение кредита не связано с уплатой НДС, в то время как лизингополучатель-«упрощенец» вынужден платить НДС в составе лизинговых платежей, который он не может возместить. Если лизинговая компания включает в состав лизинговых платежей налог на имущество, транспортный налог, страховку и т.п., то все эти платежи для лизингополучателя также увеличиваются на сумму НДС.

Лизинг для физических лиц

Лизинг для физических лиц – это продукт, который предполагает заключение договора аренды с правом последующего выкупа с физическим лицом. С точки зрения Гражданского кодекса речь идет об обычной, а не финансовой аренде; название «лизинг» применяется в маркетинговых целях и потому, что оно отражает реальную, а не юридическую суть сделки.
photoAccount
Алексей Иванов Опубликовано 30-08-2023
imageviews 120