Предпосылки для развития лизинга в России
Лизинг может способствовать решению одной из главнейших задач, стоящих перед российской экономикой, - повышению эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышению инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности.
Определенные шаги к внедрению в экономику лизинговых отношений ранее уже предпринимались.
В 80-е годы лизинг использовался в очень ограниченных масштабах и только в сфере международной торговли. Предприятия не имели свободного выхода на внешний рынок, а значит, и иностранной валюты для оплаты импортного оборудования.
Существовала государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Лизинг рассматривался торговыми организациями как одна из форм приобретения или реализация станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита. Лизинг фиксировался в соглашениях как аренда на определенный срок, соответствующей сроку службы сдаваемого в аренду имущества (или несколько меньшой) с сохранением права собственности за арендодателем.
Наиболее активно лизинговые операции использовались при импорте морских судов, контейнеров, грузового автотранспорта, а 1990 году - несколько пассажирских самолетов западноевропейского производства. Реже практиковалась сдача в аренду экспортируемых из страны машин и оборудования, в первую очередь, тракторов и автомашин.
Следующий этап продолжался немногим двух лет. Это была короткая "оттепель" в развитии лизинга в России. Она началась весной 1989 года, после того как с первого апреля предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем, у многих из них появился источник иностранной валюты, а за тем и возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Кроме того, открылась возможность для компенсационного лизинга, позволяющего осуществлять расчеты по лизингу оборудования не валютой, а поставками производимой на ней продукции.
Значительный импульс развитию лизинга на этом этапе был дан в середине 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройкой банковской системы, созданием коммерческих и кооперативных банков. Коммерческие банки несколько раньше существовавших тогда специализированных государственных банков приступили к развертыванию лизинговых операций.
Следующим импульсом к развитию лизинга явилось введение с 1-го января 1991 года новых норм амортизационных отчислений, предусматривающих ускоренную амортизацию с целью обновления основных фондов. Поэтому объем оборудования для сдачи в аренду возрос.
Определенные шаги к внедрению в экономику лизинговых отношений ранее уже предпринимались.
В 80-е годы лизинг использовался в очень ограниченных масштабах и только в сфере международной торговли. Предприятия не имели свободного выхода на внешний рынок, а значит, и иностранной валюты для оплаты импортного оборудования.
Существовала государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Лизинг рассматривался торговыми организациями как одна из форм приобретения или реализация станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита. Лизинг фиксировался в соглашениях как аренда на определенный срок, соответствующей сроку службы сдаваемого в аренду имущества (или несколько меньшой) с сохранением права собственности за арендодателем.
Наиболее активно лизинговые операции использовались при импорте морских судов, контейнеров, грузового автотранспорта, а 1990 году - несколько пассажирских самолетов западноевропейского производства. Реже практиковалась сдача в аренду экспортируемых из страны машин и оборудования, в первую очередь, тракторов и автомашин.
Следующий этап продолжался немногим двух лет. Это была короткая "оттепель" в развитии лизинга в России. Она началась весной 1989 года, после того как с первого апреля предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем, у многих из них появился источник иностранной валюты, а за тем и возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Кроме того, открылась возможность для компенсационного лизинга, позволяющего осуществлять расчеты по лизингу оборудования не валютой, а поставками производимой на ней продукции.
Значительный импульс развитию лизинга на этом этапе был дан в середине 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройкой банковской системы, созданием коммерческих и кооперативных банков. Коммерческие банки несколько раньше существовавших тогда специализированных государственных банков приступили к развертыванию лизинговых операций.
Следующим импульсом к развитию лизинга явилось введение с 1-го января 1991 года новых норм амортизационных отчислений, предусматривающих ускоренную амортизацию с целью обновления основных фондов. Поэтому объем оборудования для сдачи в аренду возрос.
Алексей Иванов
Опубликовано 30-08-2023
103