Понятие и формы проявления эффективности журналистики.
Эффективность – это достижение конечного результата: «о проблеме заговорили», процесс пошел...Эффективность достигается в аудитории.
Факторы эффективности:
Для определения различий в силе воздействия прессы на социальную жизнь служит понятие масштаба действенности. Углубление журналистского анализа, активное внедрение в практику редакций исследовательских методов работы, привлечение к сотрудничеству ученых и специалистов – все это должно вести к усилению резонанса выступлений.
С «пространственной» точки зрения эффекты подразделяются на локальные и широкомасштабные. Обращаясь к локальной ситуации, добиваясь решения конкретного вопроса, печать выполняет лишь начальную задачу. В целом внимания аудитории достойны факты, за которыми стоят типичные явления, общезначимые противоречия и конфликты (эффект по аналогии).По времени действия эффекты: ближайшие и отдаленные. Преобладающая часть отдаленных последствий остается неведомой журналистам.
По целям журналистов эффекты: основные и побочные. Основные последствия относительно несложно предвидеть, запланировать. Нежелательные побочные эффекты нередко возникают после критических, разоблачительных публикаций.
Бывают ситуации, когда журналистская деятельность приводит к результатам прямо противоположным исходным целям (эффект бумеранга). Эффективность журналистики – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы.
При определении эффективности журналистики необходимо учитывать:
Соотношение затрат и результатов особенно выразительно показывает экономика редакции. Деловой разговор об эффективности не мыслим без использования таких категорий, как доходы, расходы, прибыль редакции. Редакционная смета фактически является отражением того, насколько успешно коллектив справляется со своими хозяйственными задачами.
Сложнее установить зависимость между трудом и его результатами в духовно-идеологической сфере. Интегрирующим показателем здесь является повышение уровня общей культуры населения, которая вбирает в себя идеологию, психологию и практические действия граждан.
Изменения в реальной практике, в деятельности коллективов, учреждений, масс населения связаны с участием СМИ в подготовке и принятии социальных решений. Здесь имеется в виду не административное распоряжение от лица редакции. Под решением в социологии понимается тем или иным способом зафиксированный проект изменений в организации деятельности. Таким образом, поведенческая реакция на журналистские выступления представляет собой реализацию проекта действий, который был подготовлен и обнародован в прессе.
Формы подготовки решений в прессе:
Насколько эффективна журналистика помогут выяснить социологические исследования.
Факторы эффективности:
- социально-правовой (положение прессы в обществе и поддержка СМИ со стороны органов власти, общественности, политических организаций)
- редакционно-творческий (планирование и качество исполнения материалов)
- материально-технический (оснащенность редакций и их финансовое положение)
- организационный (сотрудничество с аудиторией в борьбе за эффективность и редакционный контроль за ней)
Для определения различий в силе воздействия прессы на социальную жизнь служит понятие масштаба действенности. Углубление журналистского анализа, активное внедрение в практику редакций исследовательских методов работы, привлечение к сотрудничеству ученых и специалистов – все это должно вести к усилению резонанса выступлений.
С «пространственной» точки зрения эффекты подразделяются на локальные и широкомасштабные. Обращаясь к локальной ситуации, добиваясь решения конкретного вопроса, печать выполняет лишь начальную задачу. В целом внимания аудитории достойны факты, за которыми стоят типичные явления, общезначимые противоречия и конфликты (эффект по аналогии).По времени действия эффекты: ближайшие и отдаленные. Преобладающая часть отдаленных последствий остается неведомой журналистам.
По целям журналистов эффекты: основные и побочные. Основные последствия относительно несложно предвидеть, запланировать. Нежелательные побочные эффекты нередко возникают после критических, разоблачительных публикаций.
Бывают ситуации, когда журналистская деятельность приводит к результатам прямо противоположным исходным целям (эффект бумеранга). Эффективность журналистики – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы.
При определении эффективности журналистики необходимо учитывать:
- каждая редакционная акция дает несколько эффектов одновременно
- большинство изменений в действительности лишь частично зависят от прессы. Как правило, печать усиливает действие комплекса факторов, как бы ускоряет созревание верного решения
- в создании эффекта наравне с журналистом участвует читатель, зритель, слушатель с его индивидуальным способом восприятия информации, непредсказуемой психической организацией, с определенным уровнем грамотности и общей культуры
- для точного определения эффективности необходимо использовать научный инструментарий, заимствуя его у социологии, прогностики и др.
Некоторые исследователи определяют эффективность как соответствие результата поставленным целям.
Однако связь между целями результатами не прямая, она опосредуется затратами, необходимыми для производства журналистской продукции.
Цели журналистики вытекают из ее назначения.
Это влияние на общественные процессы, участие в социальном саморегулировании, содействие конкретному человеку или организации.
Под затратами понимается весь объем израсходованных ресурсов - человеческих, организационных, материальных. По своей ценности затраты не должны превышать результаты, иначе эффективность окажется со знаком минус.
Соотношение затрат и результатов особенно выразительно показывает экономика редакции. Деловой разговор об эффективности не мыслим без использования таких категорий, как доходы, расходы, прибыль редакции. Редакционная смета фактически является отражением того, насколько успешно коллектив справляется со своими хозяйственными задачами.
Сложнее установить зависимость между трудом и его результатами в духовно-идеологической сфере. Интегрирующим показателем здесь является повышение уровня общей культуры населения, которая вбирает в себя идеологию, психологию и практические действия граждан.
Изменения в реальной практике, в деятельности коллективов, учреждений, масс населения связаны с участием СМИ в подготовке и принятии социальных решений. Здесь имеется в виду не административное распоряжение от лица редакции. Под решением в социологии понимается тем или иным способом зафиксированный проект изменений в организации деятельности. Таким образом, поведенческая реакция на журналистские выступления представляет собой реализацию проекта действий, который был подготовлен и обнародован в прессе.
Формы подготовки решений в прессе:
- референдум в прессе ( не в прямом смысле – обсуждение важных вопросов на страницах прессы, предварительная апробация ответственных решений)
- моделирование (создание модели развития объекта, модель - самый предметный вариант прогноза)
- экспертиза (публичная оценка, которую пресса дает новым общественноважным явлениям)
- рекомендации (краткое указание на желательное направление действий, или развернутая программа мер по исправлению неблагополучного положения вещей)
Насколько эффективна журналистика помогут выяснить социологические исследования.
Алексей Иванов
Опубликовано 27-08-2023
155