Агитационно-пропагандистская функция прессы
Пропаганда – это распространение политических, философских, экономических, технических и иных идей и знаний, а также эстетических и морально-нравственных ценностей. Журналистская пропаганда, как и агитация, направлена на общественное сознание.Агитация представляет собой воздействие на аудиторию путём создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. От пропаганды агитация отличается меньшим размахом теоретических обобщений, большей конкретностью материала и оперативностью.
Исходя из марксистской теории журналистики, Печать – это средство идейной и политической борьбы, средство пропаганды и агитации. Создание газеты – первый шаг к основанию политической организации рабочего класса. Ленин считал важнейшим принципом работы печати партийность. Партийность - это следование политике коммунистической партии, ее всесторонняя пропаганда, мобилизация и организация народных масс.
Ленинская формула: "Газета есть коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно, прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных и организаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными, подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советского правительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическим направлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственно правильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всех редакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистического воспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали также воспитательную функцию. Таким образом, партийно-советская пресса должна была агитировать за Советскую власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духе преданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовые подвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственных постановлений.
В современности: С.Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики. «Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта - социальной структуры внутри общества – агитационно- пропагандистская и организаторская; для третьего – личности – ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.
Исходя из марксистской теории журналистики, Печать – это средство идейной и политической борьбы, средство пропаганды и агитации. Создание газеты – первый шаг к основанию политической организации рабочего класса. Ленин считал важнейшим принципом работы печати партийность. Партийность - это следование политике коммунистической партии, ее всесторонняя пропаганда, мобилизация и организация народных масс.
Ленинская формула: "Газета есть коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно, прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных и организаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными, подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советского правительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическим направлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственно правильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всех редакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистического воспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали также воспитательную функцию. Таким образом, партийно-советская пресса должна была агитировать за Советскую власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духе преданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовые подвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственных постановлений.
В современности: С.Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики. «Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта - социальной структуры внутри общества – агитационно- пропагандистская и организаторская; для третьего – личности – ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.
Алексей Иванов
Опубликовано 27-08-2023
162