М Сперанский как российский реформатор
Пришедший на смену Негласного комитета М.М. Сперанский (1772-1839), образованнейший человек, с колоссальной трудоспособностью, впоследствии назначенный Государственным секретарем (1821), разработал широкую программу государственных реформ. Программа, изложенная во «Введении к уложению государственных законов», предусматривала создание в стране представительных органов снизу доверху, уравнивание всех сословий перед законом, утверждение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждение правового государства. Однако в полном объеме программа Сперанского не была и не могла быть реализована из-за отсутствия объективных условий в российской действительности и страха Александра I перед дворянством и наступательностью консервативных сил. Это предопределило крах попыток М.М. Сперанского преобразовать Россию.
И все-таки некоторые положения его программы удалось воплотить в жизнь. 1 января 1810 г. открылся преобразованный Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. Были преобразованы министерства (число их достигло 11), определены структура, функции министерств и ответственность министров.
Александром I также были проведены реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты – Дерптский, Харьковский, Казанский.
Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. В России зарождался революционный либерализм.
Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы российского общества. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя и по сути были нацелены на создание либерального образа России в Европе. Этим объяснялся более радикальный характер преобразований в западной части страны – Прибалтике и Финляндии М.М. Сперанский был уволен с должности, а в 1812 г. сослан в Нижний Новгород, а затем еще дальше в Пермь.
И все-таки некоторые положения его программы удалось воплотить в жизнь. 1 января 1810 г. открылся преобразованный Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. Были преобразованы министерства (число их достигло 11), определены структура, функции министерств и ответственность министров.
Александром I также были проведены реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты – Дерптский, Харьковский, Казанский.
Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. В России зарождался революционный либерализм.
Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы российского общества. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя и по сути были нацелены на создание либерального образа России в Европе. Этим объяснялся более радикальный характер преобразований в западной части страны – Прибалтике и Финляндии М.М. Сперанский был уволен с должности, а в 1812 г. сослан в Нижний Новгород, а затем еще дальше в Пермь.
Алексей Иванов
Опубликовано 17-08-2023
99