Учение о государстве Полибия
Учение Полибия (примерно 200–120 до н. э.) сформировалось под влиянием стоицизма, Полибий считается последним крупным мыслителем Древней Греции. Основной мотив его «Истории» в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.
Полибий исходит из представления стоиков о циклическом развитии мира: общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой; подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и наконец упадка; завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Иными словами, Полибий трактовал развитие общества как бесконечное движение по кругу, в ходе которого «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются». В Риме он видел состоявшийся космополис (мировое государство). Он много писал о круговороте форм государства.
Сначала люди жили в естественном состоянии — без государства и права, по принципу «побеждает сильнейший», потом отдали власть мудрым — возникла исторически первая правильная форма правления — монархия, а затем начался круговорот политической жизни, который проявляется в последовательной смене шести форм государства.
Развитие государства возвращается к началу и повторяется, проходя через те же ступени. Аристократия является лучшей из перечисленных формой правления, но оптимальной будет смешанная форма правления (сочетающая элементы всех справедливых форм правления).
Полибий исходит из представления стоиков о циклическом развитии мира: общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой; подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и наконец упадка; завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Иными словами, Полибий трактовал развитие общества как бесконечное движение по кругу, в ходе которого «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются». В Риме он видел состоявшийся космополис (мировое государство). Он много писал о круговороте форм государства.
Сначала люди жили в естественном состоянии — без государства и права, по принципу «побеждает сильнейший», потом отдали власть мудрым — возникла исторически первая правильная форма правления — монархия, а затем начался круговорот политической жизни, который проявляется в последовательной смене шести форм государства.
- Монархия — единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Монархия основана на праве.
- Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства — в тиранию. Тирания основана на силе.
- Недовольство тиранами приводит к тому, что тирана свергают при поддержке народа и устанавливается аристократия — власть немногих, преследующих интересы общего блага.
- Аристократия вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства.
- Это возбуждает недовольство толпы — народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию.
- Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) — худшая форма государства; водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца.
Развитие государства возвращается к началу и повторяется, проходя через те же ступени. Аристократия является лучшей из перечисленных формой правления, но оптимальной будет смешанная форма правления (сочетающая элементы всех справедливых форм правления).
Алексей Иванов
Опубликовано 23-08-2023
109