Кутюмы Бовези. Преступление и наказание
Вопрос о преступлениях и наказаниях является одним из наиболее важных в Кутюмах Бовези. Ему специально посвящена гл. 30 «О преступлениях». Памятник права фиксирует процесс формирования основных принципов и институтов уголовного права средневековой Франции, многие из которых будут определять его специфику вплоть до настоящего времени.
Анализ гл. 30 Кутюмов Бовези позволяет сделать вывод о влиянии на содержание документа достижений правовой науки, норм реципированного римского права. Об этом свидетельствует достаточно высокий для того времени уровень юридической техники данного раздела, выражающийся в отходе от казуистики и попытке создания абстрактных понятий, а также в классификации правонарушений.
Анализ § 823, 824—828 и др. Кутюмов Бовези показывает, что к XIII в. французские правоведы уже смогли выработать некоторые общие подходы к дефиниции преступного деяния, определению его тяжести и др. Здесь можно обнаружить отдельные институты так называемой Общей части уголовного права: формы вины (в виде умысла и неосторожности), соучастие, обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие ответственность, и др.
Кутюмы Бовези отражают характерную для уголовного права Франции трехчленную классификацию правонарушений, в основу которой был положен вид наказания. В свою очередь, то или иное наказание было во многом обусловлено степенью общественной опасности и тяжестью самого деяния. В § 823 говорится, что существует три вида правонарушений: «есть один вид преступления — crime; и есть другой вид преступлений, который наказывается длительным тюремным заключением и штрафом...; и есть третий вид преступлений, за который не предусмотрены ни смертная казнь, ни тюрьма, они наказываются штрафами, размер которых зависит от преступления, персоны, которая его совершила, и персоны, по отношению к которой совершено преступление».
В гл. 30 Кутюмов Бовези рассматриваются прежде всего наиболее тяжкие общественно опасные деяния (фр. crime), караемые смертной казнью, такие как убийство, изнасилование, фальшивомонетничество, ересь, колдовство, поджог и др. (§ 824—887). Эти преступления образовывали категорию так называемых королевских дел и подлежали рассмотрению в судах «высшей юрисдикции»: в рамках королевской юстиции это были суды не ниже суда бальи, в сеньориальной юстиции — высший суд сеньора (§ 1641, 1642).
Особого внимания заслуживает такой специфический институт средневекового уголовного права, как измена (фр. traison), которая представляла собой в тот период не столько конкретный состав преступления, сколько форму вины в виде прямого умысла и мотив при совершении преступлений против личности. «Измена — если кто-то не показывает своей ненависти к другому [человеку], но смертельно ненавидит его, и из ненависти убивает его, или заставляет убить, или ранит его, либо заставляет это сделать» (§ 826). Акцентирование внимания на измене и особая ее тяжесть были обусловлены господством в средневековом европейском обществе идейных установок рыцарства — «верности сеньору или своему господину».
В Кутюмах Бовези довольно подробно рассмотрен и такой состав преступления, как фальшивомонетничество. В § 835 показаны различные способы подделки монеты: изготовление монеты из плохого металла; изготовление монеты нужной пробы, но недостаточной по весу; чеканка монеты без разрешения сеньора и др. Отнесение фальшивомонетничества к разряду наиболее тяжких преступлений было обусловлено усилением королевской власти во Франции и введением Людовиком IX в 1266 г. единой королевской монеты — золотого экю, ставшей мощным фактором для создания впоследствии единой денежной системы страны. Серьезность данного деяния обусловливает и суровость наказания: «...фальшивомонетчики должны быть брошены в кипящую воду, а затем повешены, а их имущество конфисковано» (§ 834).
0 значительном влиянии канонического права и деятельности судов инквизиции свидетельствует закрепление в Кутюмах Бовези такого «классического» преступления против церкви, как ересь. Согласно § 833 еретикам назначалась смертная казнь путем сожжения и конфискация имущества. Тем самым выполнялись постановления III (1179 г.) и IV (1215 г.) Латеранских соборов, а также ряда папских булл о борьбе с ересью
В § 1642 Кутюмов Бовези отражен еще один вид уголовного деяния — разбой. Несмотря на то что за него полагалась смертная казнь, в отличие от других преступлений категории crime, разбой подлежал не «высшей», а «низшей» юрисдикции. Это объяснялось, очевидно, необходимостью «быстрого реагирования» ввиду весьма широкого распространения этого тяжкого преступления в средневековом обществе, а также и тем, что его субъектами, как правило, выступали представители низших социальных слоев.
Система наказаний в средневековой Франции XIII в. включала смертную казнь, членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, штраф, конфискацию имущества Главной целью наказания по Кутюмам Бовези является возмездие и устрашение. За особо тяжкие преступления (убийство, в том числе отцеубийство, фальшивомонетничество и др.) к основному наказанию в виде квалифицированной смертной казни могло быть добавлено мучительное дополнительное наказание: волочение к месту казни (traine), опускание в кипяток (ester bouli) и др. Об этом свидетельствуют § 824, 834 и др.
Анализ гл. 30 Кутюмов Бовези позволяет сделать вывод о влиянии на содержание документа достижений правовой науки, норм реципированного римского права. Об этом свидетельствует достаточно высокий для того времени уровень юридической техники данного раздела, выражающийся в отходе от казуистики и попытке создания абстрактных понятий, а также в классификации правонарушений.
Анализ § 823, 824—828 и др. Кутюмов Бовези показывает, что к XIII в. французские правоведы уже смогли выработать некоторые общие подходы к дефиниции преступного деяния, определению его тяжести и др. Здесь можно обнаружить отдельные институты так называемой Общей части уголовного права: формы вины (в виде умысла и неосторожности), соучастие, обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие ответственность, и др.
Кутюмы Бовези отражают характерную для уголовного права Франции трехчленную классификацию правонарушений, в основу которой был положен вид наказания. В свою очередь, то или иное наказание было во многом обусловлено степенью общественной опасности и тяжестью самого деяния. В § 823 говорится, что существует три вида правонарушений: «есть один вид преступления — crime; и есть другой вид преступлений, который наказывается длительным тюремным заключением и штрафом...; и есть третий вид преступлений, за который не предусмотрены ни смертная казнь, ни тюрьма, они наказываются штрафами, размер которых зависит от преступления, персоны, которая его совершила, и персоны, по отношению к которой совершено преступление».
В гл. 30 Кутюмов Бовези рассматриваются прежде всего наиболее тяжкие общественно опасные деяния (фр. crime), караемые смертной казнью, такие как убийство, изнасилование, фальшивомонетничество, ересь, колдовство, поджог и др. (§ 824—887). Эти преступления образовывали категорию так называемых королевских дел и подлежали рассмотрению в судах «высшей юрисдикции»: в рамках королевской юстиции это были суды не ниже суда бальи, в сеньориальной юстиции — высший суд сеньора (§ 1641, 1642).
Особого внимания заслуживает такой специфический институт средневекового уголовного права, как измена (фр. traison), которая представляла собой в тот период не столько конкретный состав преступления, сколько форму вины в виде прямого умысла и мотив при совершении преступлений против личности. «Измена — если кто-то не показывает своей ненависти к другому [человеку], но смертельно ненавидит его, и из ненависти убивает его, или заставляет убить, или ранит его, либо заставляет это сделать» (§ 826). Акцентирование внимания на измене и особая ее тяжесть были обусловлены господством в средневековом европейском обществе идейных установок рыцарства — «верности сеньору или своему господину».
В Кутюмах Бовези довольно подробно рассмотрен и такой состав преступления, как фальшивомонетничество. В § 835 показаны различные способы подделки монеты: изготовление монеты из плохого металла; изготовление монеты нужной пробы, но недостаточной по весу; чеканка монеты без разрешения сеньора и др. Отнесение фальшивомонетничества к разряду наиболее тяжких преступлений было обусловлено усилением королевской власти во Франции и введением Людовиком IX в 1266 г. единой королевской монеты — золотого экю, ставшей мощным фактором для создания впоследствии единой денежной системы страны. Серьезность данного деяния обусловливает и суровость наказания: «...фальшивомонетчики должны быть брошены в кипящую воду, а затем повешены, а их имущество конфисковано» (§ 834).
0 значительном влиянии канонического права и деятельности судов инквизиции свидетельствует закрепление в Кутюмах Бовези такого «классического» преступления против церкви, как ересь. Согласно § 833 еретикам назначалась смертная казнь путем сожжения и конфискация имущества. Тем самым выполнялись постановления III (1179 г.) и IV (1215 г.) Латеранских соборов, а также ряда папских булл о борьбе с ересью
В § 1642 Кутюмов Бовези отражен еще один вид уголовного деяния — разбой. Несмотря на то что за него полагалась смертная казнь, в отличие от других преступлений категории crime, разбой подлежал не «высшей», а «низшей» юрисдикции. Это объяснялось, очевидно, необходимостью «быстрого реагирования» ввиду весьма широкого распространения этого тяжкого преступления в средневековом обществе, а также и тем, что его субъектами, как правило, выступали представители низших социальных слоев.
Система наказаний в средневековой Франции XIII в. включала смертную казнь, членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, штраф, конфискацию имущества Главной целью наказания по Кутюмам Бовези является возмездие и устрашение. За особо тяжкие преступления (убийство, в том числе отцеубийство, фальшивомонетничество и др.) к основному наказанию в виде квалифицированной смертной казни могло быть добавлено мучительное дополнительное наказание: волочение к месту казни (traine), опускание в кипяток (ester bouli) и др. Об этом свидетельствуют § 824, 834 и др.
Алексей Иванов
Опубликовано 21-08-2023
487