Кутюмы Бовези. Общая характеристика
Кутюмы Бовези – это сборник обычаев французского права средних веков, применявшихся в основном в провинции Бовези в северо-восточной части страны.
Сам термин «кутюм» переводится как обычай, а их запись началась во Франции в XIII веке - тогда их насчитывалось 60 больших и 300 малых кутюмов.
Самым популярным в средневековой Франции и наиболее известным стал сборник Кутюмов Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.
Реформы, проводимые Людовиком IX, были направлены на укрепление и централизацию власти, поэтому требовали унификации правовых норм и систематизации на всей территории страны. Одной из первых попыток записи обычаев французов и стали Кутюмы Бовези. Правда, оригинал самого сборника не сохранился, есть только несколько списков с него, отличающихся диалектом. Дата создания и название сборника условны – в него вошли обобщенные правила ряда местностей, которые Ф. Бомануар упорядочил и творчески переработал. Составляя сборник, он фиксировал уже существующие обычаи, дополнял их нормами, утверждающими власть монарха, трансформировал в духе школы французских легистов. В своей работе автор опирался на Кутюмы судебного округа графства Клермонта. В сборнике был пролог и 70 глав, но они не давали системного изложения правового материала, а описывали большое количество кутюмов по различным вопросам права.
Нормы, регулирующие самые разные общественные отношения, объединялись в сборнике, но особое внимание в нем уделялось тем правилам, которые были связаны с организацией и осуществлением правосудия, например, закреплялась презумпция невиновности, принцип объективного вменения, зависимость меры ответственности от тяжести проступка. Описывался также круг процессуальных вопросов, понятия умысла, покушения на преступление. Помимо принципов непреложности правовых обычаев для местного населения, были отражены принципы и для государственной власти, т.е. заставляя соблюдать обычаи других, соблюдать их должен и сам король.
Кутюмы Бовези – это не только запись и объяснение местных обычаев, это опыт правотворчества, первый в истории Франции, дававший представление о нравах страны и её обычаях, о зарождающихся политических идеях. Таким образом, в развитие правового регулирования общества Франции в Средние века довольно значительный вклад внесли Кутюмы Бовези, ставшие основой для написания других подобных сборников.
Среди них:
Составленный в 1389 г Большой Кутюм Франции пользовался в судах особым авторитетом.
Сам термин «кутюм» переводится как обычай, а их запись началась во Франции в XIII веке - тогда их насчитывалось 60 больших и 300 малых кутюмов.
Самым популярным в средневековой Франции и наиболее известным стал сборник Кутюмов Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.
Реформы, проводимые Людовиком IX, были направлены на укрепление и централизацию власти, поэтому требовали унификации правовых норм и систематизации на всей территории страны. Одной из первых попыток записи обычаев французов и стали Кутюмы Бовези. Правда, оригинал самого сборника не сохранился, есть только несколько списков с него, отличающихся диалектом. Дата создания и название сборника условны – в него вошли обобщенные правила ряда местностей, которые Ф. Бомануар упорядочил и творчески переработал. Составляя сборник, он фиксировал уже существующие обычаи, дополнял их нормами, утверждающими власть монарха, трансформировал в духе школы французских легистов. В своей работе автор опирался на Кутюмы судебного округа графства Клермонта. В сборнике был пролог и 70 глав, но они не давали системного изложения правового материала, а описывали большое количество кутюмов по различным вопросам права.
Нормы, регулирующие самые разные общественные отношения, объединялись в сборнике, но особое внимание в нем уделялось тем правилам, которые были связаны с организацией и осуществлением правосудия, например, закреплялась презумпция невиновности, принцип объективного вменения, зависимость меры ответственности от тяжести проступка. Описывался также круг процессуальных вопросов, понятия умысла, покушения на преступление. Помимо принципов непреложности правовых обычаев для местного населения, были отражены принципы и для государственной власти, т.е. заставляя соблюдать обычаи других, соблюдать их должен и сам король.
Кутюмы Бовези – это не только запись и объяснение местных обычаев, это опыт правотворчества, первый в истории Франции, дававший представление о нравах страны и её обычаях, о зарождающихся политических идеях. Таким образом, в развитие правового регулирования общества Франции в Средние века довольно значительный вклад внесли Кутюмы Бовези, ставшие основой для написания других подобных сборников.
Среди них:
- Кутюмы Тулузы (1296 г)
- Древний кутюм Бретани (1330 г)
Составленный в 1389 г Большой Кутюм Франции пользовался в судах особым авторитетом.
Алексей Иванов
Опубликовано 21-08-2023
280