Sphere
Войти
Право собственности, обязательственное, земельное, налоговое право

Право собственности


Танское право делило вещи на движимые и недвижимые, выделяя три формы собственности: частную ("сы"), государственную ("гуань") и общественную ("гун"). Особым видом собственности была собственность буддийских и даосских общин.

Уже в период Суйской империи в Китае номинальным собственником всей земли считался император. Многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, подвергались конфискации и стали государственными.

Продолжая эту политику, танские императоры, борясь с могущественными феодалами, расширяли государственное землевладение и увеличивали количество государственных податных крестьян. Надежная система все более укреплялась; даже рабы, считавшиеся государственными, получали соответствующий надел, превращая тем самым государственных рабов в обыкновенных крестьян податных.

В Китае было, конечно, и крупное феодальное землевладение. Это — прежде всего так называемые жалованные земли за службу. Феодалы использовали труд зависимых крестьян; частично земля небольшими участками сдавалась в аренду на условиях уплаты ренты и выполнения работ по требованию хозяина.

На полях, полученных чиновниками за службу, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.

Что касается частичной собственности крупных феодалов, то число родовых поместий в VI-VII вв. заметно сократилось.

Общественная собственность отличалась в основном от государственной тем, что пользование ею шло на общественные нужды (эта земля и вода, в отличии от государственной им частной собственности, воспринималась как некое общее достояние). Общими были выпасы, леса, болота, озера, реки, горы.

Собственность "гуи" могла быть и государственной, но поскольку доходы с нее преимущественно предназначались на общественные нужды, считалась общественной собственностью.

Существовал еще один вид своеобразной коллективной собственности — собственность буддийских и даосских общин (в 713-741 гг. в Китае образовалось 5358 монастырей и более ста тысяч монахов и монахинь), которая пополнялась в результате пожертвований верующих и дарений императоров. Кроме того, в период распространения надежной системы, монастыри получали землю из расчета 30-му на монаха и 20-му на монахиню.

В социальной жизни китайской империи X-XII вв., как указывалось выше, произошли не крупных горных районах, захвата и купли земли. Так возникали феодальные поместья на праве частной собственности. В перераспределении земельных владений участвовали самые различные общества: чиновники, купцы, военные, (ростовщики, богатые горожане и зажиточные крестьяне). Но главенствующая роль принадлежала крупным феодалам: императорским родственникам, влиятельным сановникам и крупным чиновникам. Источником расширения их поместий были пожалования императоров, захваты государственных (казенных) земель и участков мелких собственников. К 1022 г. их частнособственнические владения занимали половину всей обрабатываемой земли в стране.

Рост частной собственности феодалов на землю пагубно отражалась на положении крестьян. Сокращалось число крестьян-держателей земли из государственного фонда; бывшие землевладельцы либо превращались в бродяг, либо на кабальных условиях (не менее 50% урожая) становились держателями земли у крупных феодалов и чиновников.

В период монгольского завоевания при династии Юань монголы захватили огромные пространства земли. Многие пахотные земли, угодья, целые селения получили монгольские феодалы; китайцы и иноземцы (тюрки, арабы, европейцы), поступившим на службу к великому хану; монгольским воинам и буддийским монастырям. Чаще всего землю жаловали с прикрепленными к ней крестьянами.

Лишь незначительная часть земли числилась государственной и обрабатывалась поданными.

Тяжелым наследием монгольского ига в Китае было разорение народного хозяйства.

Первый представитель новой династии Мин Чжу Юань-чжан провел ряд реформ по защите интересов крестьян. Он значительно расширил государственную собственность на землю; большинство казенных земель было передано в наследственное держание крестьянам; часть их временно была освобождена от податей.

Но в XV в., господствующий класс феодалов, укрепив свои позиции, начал захваты земель и усиливать феодальный гнет по отношению к крестьянству. В XV-XVII вв. крайне обострились взаимоотношения между крупным землевладением и малым землепользованием: число крестьян, имеющих наделы из государственного фонда, все более сокращалось; а число крестьян, державших землю у феодальных владык, частных собственников все более возрастало; росло число батраков и полубатраков.

В период правления династии Цин, когда Китай оказался под властью маньчжурских феодалов, произошли существенные изменения в формах собственности. Цины сохранили традиционное деление на государственные и частные земли; но была несколько изменена трактовка этих понятий. По сравнению с минским временем государственных (казенных) земель стало значительно меньше; к ним были отнесены поместья императорской фамилии, князей, маньчжурских аристократов; владения командного состава и воинов маньчжурской армии, монастырей, училищ, казны, а также земли военных поселений.

Большие пространства захваченных полей были превращены в императорские поместья, в личные владения болдыхана.

Крупными наследственными владениями были земли маньчжурской знати, т.е. родственников императора, князей, высших военачальников. Но, укрепив свою власть, Цины воздерживались от новых пожало-ваний. При этом следует отметить, что значительная часть земельных богатств маньчжурской знати образовалась за счет передачи ей земли китайцам на условиях покровительства.

Часть земель находилась во владениях буддийских и даосских монастырей и храмов, а также конфуцианских храмов и школ, доход с которых целиком шел служителям культа.

Все виды казенных земель не облагались государственными налогами.

Особо следует сказать о Маньчжурии (современные северо-восточные провинции Китая), которая считалась вотчиной цинского дома; китайцам запрещалось переселяться туда.

Большинство земель во внутренних провинциях Китая считалось частной собственностью китайцев. После разгрома феодалов во время крестьянской войны и антиманьчжурской борьбы крупные землевладения распались, и китайские помещики стали владеть преимущественно средними и мелкими поместьями. но зажиточные верхи в сельской местности и в городах, а также чиновники занимались ростовщичеством и, пользуясь связями с органами власти, разоряли мелких собственников и крестьян, а сами богатели.

Маньчжурские власти не вмешивались в процесс перераспределения земельной собственности; концентрация или дробление землевладений их не интересовали; Цины признали права частной маньчжурской знати вначале трудились военнопленные китайцы — рабы; постепенно они превратились в крепостных держателей земли. Во владениях маньчжурских феодалов находились также китайские крестьяне, отдавшие себя с землей или без земли под их покровительство.

На землях казны и монастырей частично оставались крестьяне — государственные поданные, которые платили налоги.

Некоторое распространение получило использование в лице батраков наемного труда в хозяйстве феодалов, монастырей, богатых крестьян. Все огромная крестьянская масса находилась в угнетенном состоянии; в стране стали распространяться тайные общества, в составе которых преобладали крестьяне и которые считали главным направлением своей деятельности подготовку и организацию народных восстаний под лозунгом патриотических и освободительных идей.

Обязательственное право


Китайское право отдавало предпочтение договору в письменной форме; составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключенной посредством устного договора.

Рассмотрим отдельные виды договоров.

Купля-продажа . На покупку скота, людей, недвижимости, земли требовалось составление купчей, в которой указывались продавец, покупатель, покупная цена. При этом дееспособным был только глава семьи или старший по возрасту ближайший родственник. При этом обязательно требовались поручитель и свидетели. Сделки по продаже указанных вещей регистрировались органами государственной власти; при этом со сделки взимался налог, который равнялся в V — VI вв. 4% покупной цены. Регистрация сделки в местной администрации означала, что договор купли-продажи вступил в силу.

При продаже земли преимущественное право на ее приобретение имели родственники и соседи продавца.

В период существования надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела "коуфэнтянь".

Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки были во всех уездных и окружных центрах. Каждый десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения, контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им.

Виновные в заключении торговых сделок без добровольного, взаимного согласия сторон, с применением силы или принуждения, с завышением или занижением одной из сторон действительной цены товара, наказывались 80 толстыми палками.

С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле: маклеры на официальных, признаваемых властями, и частных.

Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как привило, распродавались при посредничестве официальных маклеров.

Заем . Китайское право разрешало взимание процентов по договору займа, но проценты не должны были превышать стоимости взятого в долг. Заем, в том числе и под залог, требовал участие поручителя. Заем под залог оформлялся договором в письменной форме; здесь же указывались обязанности поручителя. Заем под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. Заем мог быть дан как частым лицом, так и получен от казны, монастыря. Брать в займы мог только глава семьи; младшие члены семьи могли брать в долг только с согласия старших. Заемщик отвечал перед кредитором своим имуществом. Но последний не имел права даже при наличии залога самовластно забрать у должника его землю, скот и даже имущество. Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения.

Должник отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей.

Ссуда . Беспроцентный заем назывался "фугжай". Ссуда могла быть выдана как частым лицом, так и казной. Если чиновник, в ведении которого находилось казенное имущество, сам ссужал вещь себе или ссужал ее другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по истечении десяти дней трактовалось как незаконное присвоение имущества. В данном случае под ссужаемыми вещами имелись в виду одежда, постельные принадлежности; за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась.

Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот.

Так, за одолжение лошадей, предназначенных для почтовой службы, начальное наказание составляло 100 толстых палок; за использование казенной лошади в течение пяти дней — год каторжных работ.

Хорошо были известны китайскому праву и такие договоры, как дарение, мена, хранение, взятие вещи на комиссию, аренда земли, личный наем.

Земельное право


Распад Ханьской империи в III в. в результате кон- центрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внут- ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс- твенного единства было связано с процессами централиза- ции в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.).

Этому способствовали реформы, основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государствен- ной собственностью, а самостоятельные крестьяне - по- датными держателями государственных наделов. Они под- разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен- щин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование" (70 му' земли для мужчин и 30 му для женщин) и "подат- ные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве на- лога и платы за землю; и податных второго разряда - всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его ника- ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага- лись налогами и повинностями и должны были обрабаты- ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего). 1 му - 1/16 га земли.

Новый вариант надельной системы (система "равных по- лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас- тии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп- ространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по- садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ- ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав- шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре- менное пользование и отбиралась государством у кресть- янина после превышения им податного возраста или в слу- чае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление тра- диционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прик- репления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответствен- ностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них.

Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью со- вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос- ту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впос- ледствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собствен- ников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос- ти в городах, определенной стабилизации политической обстановки.

Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратиз- ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж- ностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных ог- ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю- щимися набегами кочевников и пр. Губернаторы преврати- лись со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель", массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер- вов казенных земель, предназначенных для раздачи сель- скому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам свое- го землевладения, при этом не учитывались ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен- но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем- ли, что создавало новые возможности для роста основан- ного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственни- ческой эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.

Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе кото- рых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян- ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто, например, с ут- верждением, после периода смут и мощных крестьянских восстаний конца IX - начала Х в., династии Сун (X-XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Вам Анъши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе- мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри- вались меры по улучшению условий крестьянского земледе- лия, строительству ирригационных сооружений и пр.

Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности импера- торской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты.

Налоговое право


Во второй половине VI в. различия между Севером и Югом страны значительно смягчились, возникли предпосылки для объединения страны перед лицом кочевников из Центральной Азии, которые угрожали очередным вторжением. Культурные, экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения царств в единую империю.

Мелкие и слабые царства не могли защитить весьма протяженную сухопутную границу земледельческих районов Китая от набегов кочевников. Кроме того, длительные междоусобицы подрывали сельское хозяйство, ремесло, торговлю, затрудняли использование огромной ирригационной системы. Центром консолидации сил Севера стало государство Чжоу, где в 581 г. военачальник Севера Ян Цзянь (Вэнь-ди) был провозглашен императором новой династии, получившей название Суй. Период правления династии Суй (581-618 гг.) был ознаменован не только экономическим оживлением, но и целым рядом реформ в таким областях, как организационная структура управления государственными делами, законодательство, административно-политическое деление государства, армия.

Важнейшей заслугой династии Суй является основание системы кэцзюй, – системы государственных экзаменов для получения учёной степени и права поступления на должность. Прекращение междоусобицы вызвало мощный экономический и культурный подъем в стране.

Расширилась площадь посевов, выросло население. Возрождается градостроительство. И на Юге и на Севере стали появляться новые города – пограничные города-крепости, торговоремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья или морские порты. Заново отстраивались поражавшие воображение современников столицы – центры культуры и ремесла, зримое средоточие функций государственного управления.

Император Ян Цзянь выдвинул в соответствии с конфуцианской доктриной курс на упорядочение отношений в стране, стабильность и процветание. Новые власти снизили налоги, отменили соляную и винную монополии казны, выпустили новую монету. Для усиления связи центра с периферией был сооружен водный путь, соединивший долины рек Хуанхэ и Янцзы.

Великий канал, созданный на базе старых и новых каналов, рек и озер, имел множество шлюзов. Внутренний водный путь, проходивший с Юга на Север, способствовал развитию торговли, укреплению контактов столицы с провинцией, регулярности перевозок продуктов с Юга.

Другим крупным мероприятием того времени стало укрепление и реконструкция Великой стены (607-608). 36 Строительство казенных сооружений, возрастающие расходы знати и двора требовали все больше средств. Все это стало возможным благодаря использованию властями традиционного средства – системы равнополья (надельной системы).

Установление единой власти в стране дало возможность упорядочить учет населения. Как уже было сказано, в сфере налогообложения проводился курс на снижение налогового и трудового бремени на население: были отменены практически все дополнительные сборы и торговые налоги.

Фактически государственные доходы базировались лишь на земельном обложении, также сохранены были трудовые повинности. Земельное обложение основывалось на системе равнополья, единицей налогообложения была семья (однако дословно в официальных китайских документах единицей значилась кровать). В 604 г. было принято решение об изменении налогового статуса женщин: из налогоплательщиков они переместились в категорию лиц, не выплачивающих налоги.

Согласно историческим источникам, земельные налоги были не столь тяжелыми, как в предыдущие периоды. Новым сбором стал натуральный сбор в общественное зернохранилище в размере 1 ши проса или пшеницы с каждой семьи. Сохранялась система трудовых повинностей, которую должны были отбывать мужчины в возрасте 21-60 лет в течение 20 дней каждый год. Она включала инженерные и строительные работы.

В сфере государственного управления реформа заключалась в систематизации всех имеющихся канцелярий и ведомств, были образованы Три управления Шесть приказов, которые занимались государственными финансами, системой учета данных и поданных, земельными вопросами. Расширяется законодательная база налогообложения. Кроме того, большое значение для налогообложения имела унификация системы мер и весов, проведенная императором Суй Вен Ди.

Агрессивная внешняя политика, большое количество военных походов и особенно неудачи некоторых войн послужили одним из толчков к широкому народному выступлению против правящей династии. Одновременно начались раздоры в правящей элите.

В возникшей смуте сильнейшим оказался родственник последнего императора Ли Юань, который в 617 г. поднял мятеж, а в 618 г. провозгласил основание династии Тан. Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая. Объединению страны под властью этой династии во многом способствовала политика первого императора Ли Юаня, сумевшего добиться поддержки различных групп населения. Он отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины, освободил крестьян, проданных в рабство.

Новые власти объявили о помощи голодающим, вели борьбу с последствиями наводнений. Политическим противникам было обещано помилование в случае изъявления покорности. Государство покровительствовало купцам и торговле. 37 Система налогов и трудовых повинностей была законодательно закреплена в трех законах 619 г., 624 г. и 737 г.

В системе земельного обложения сохранялась система натуральной разверстки, добавлялись новые объекты, такие как другие виды шелка (сатин, грубая шелковая материя), лен. Также закреплялись правила освобождения от налогов и повинностей. Совершенствуется надельная система (система равнополья).

По закону 624 г. каждый взрослый трудоспособный мужчина получал право на садово-огородный надел и пахотное поле в 80 му, подлежащее ежегодному переделу с учетом изменения возрастного и семейного состава хозяйств. Размеры наделов зависели от качества почвы, от степени заселенности данной местности. На садово-огородном наделе следовало сажать тутовые и другие деревья.

При некоторых ограничениях это наследственное владение семьи можно было покупать, продавать и закладывать. Распоряжаться подобным же образом пахотным участком, кроме исключительных случаев, не разрешалось. Новым при Тан явилось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. В отличие от частных, государственные рабы получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обыкновенных крестьян. Трудовая повинность была сокращена с 30 до 20 дней в году. В местах, где ткани не производились, взималось серебро, а у скотоводов – бараны. Если крестьянин отрабатывал больше положенного времени, его освобождали от части уплаты зерном и тканями. На время освобождались от податей поднявшие целину и перешедшие в малонаселенные районы.

В танский период в половинном размере надел могли получить также купцы и ремесленники. Земельное налогообложение требовало четкой системы регистрации и прописки, поэтому совершенствуются методы учета и проверки. Учет населения по возрасту велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60.

Постепенно система равнополья и система прописки были соединены в одну, то есть произошло слияние экономических и административных методов государственного регулирования, что увеличивает степень централизации власти. Понятие владельца земли (земля жалована пожизненно) и плательщика налогов также сливаются, возраст, с которого можно было получить землю, а значит и возникала обязанность платить налоги – 18 лет. Объекты обложения «триадой повинностей» четко разграничивались: земля облагалась рентой, двор (семья) – разверсткой, а человек – повинностями.

Существовали принципы и механизмы замены трудовых повинностей материальным (чаще натуральным) сбором. По оценкам историков, налоговое бремя (земельное) в период Тан было весьма легким, что положительно сказалось и на развитии сельского хозяйства, и на динамике численности населения. Детальный учет населения, фиксация повинностей, беспе- 38 ребойное поступление налогов в казну обеспечивались принципом круговой поруки. Низшей административной единицей была общинная деревня, чьи традиционные органы самоуправления все более становились звеньями фискального аппарата государства. Однако были введены новые налоги и сборы в части личных и земельных. В 623 г. был введен денежный подворный налог, который взимался по дифференцированной шкале в зависимости от категории двора. Самая высшая первая категория дворов соответствовала 4000 вень, самая низкая – 500 вень. При этом, в отличие от системы ренты-развертски, плательщиками этого налога были и чиновники, и землевладельцы (относящиеся к первой категории), купцы и ремесленники, квартиранты и арендаторы, приезжие и воеводы – все они относились к первой категории.

На протяжении всего периода Тан ставка налога постоянно повышалась, причем, чем ниже была категория двора, тем больше повышалась ставка. Было введено обложение приезжих и людей с пропиской в других уездах. Со времен династии Суй сохранен был натуральный земельный сбор зерновых культур для формирования общественного зернохранилища, но в период Тан была введена дифференцированная ставка обложения в соответствии с категорией двора для всех собственников земли. В VII-VIII вв. происходят существенные изменения в аграрных отношениях: значительно расширилась площадь обрабатываемых земель, росло население. Все это привело к тому, что система учета и контроля оказалась не в состоянии препятствовать безудержному росту крупных землевладений за счет поглощения мелких хозяйств. На смену системе равнополья постепенно приходит система земельных владений, обрабатываемых частнозависимыми арендаторами. Для государства это означало уменьшение числа государственных податных, а значит и сокращение налоговых поступлений. В качестве борьбы с ростом крупного землевладения издаются многочисленные императорские указы, которые воспрещали «занимать поля без ограничений и скрывать податных», карали за «поглощение» полей и податных душ. Запреты купли-продажи пытались распространить и на земли, находившиеся в частном владении.

Закон 736 г. призывал беглых возвращаться к своим наделам, обещал вернуть им землю и предоставить налоговые льготы. Чтобы увеличить число налогоплательщиков, императорский двор пытался превратить в землепашцев даже демобилизованных воинов. Но все меры оказывались бесполезными. «Поглощение» земли и разорение крестьян принимало все более широкий размах, и остановить этот процесс становилось все труднее. Налоговые реестры уже не отражали реального состояния дел: разорявшиеся крестьяне, покинувшие свои деревни, по-прежнему числились налогоплательщиками, но налогов не платили. Казна же не имела средств провести переучет земель и тем более не могла сохранить прежние аграрные порядки. 39 В этой ситуации в 780 г. по предложению первого министра Ян Яня был введен закон, упразднявший «триаду повинностей», выполняемую надельными крестьянами. В соответствии с изменившимися условиями была выработана отвечающая реальной ситуации новая налоговая система – была вновь введена система девяти категорий.

Налог стал взиматься в зависимости от количества и качества земли. Возраст и трудоспособность облагаемых лиц в расчет не принимались. Все население (дворы) в соответствии с земельными владениями было поделено на девять категорий. Реформа причислила к налогоплательщикам лиц, ранее освобожденных от налогообложения.

Круг податных расширился также за счет жителей города – торговцев и ремесленников, обязанных теперь вносить подоходный налог. Однако главным нововведением династии Тан и продолжением системы девяти категорий стала система Двух налогов, основная суть которой заключалась в том, что вводились четкие временные рамки выплаты налогов – это производилось 2 раза в год: летом до июня и осенью до ноября.

Кроме того, в законе четко устанавливались правила установления ставок и их дифференцирование; определены 2 формы налога – денежный, взимаемый с дворов – выплачивается летом, и натуральный (зерновые), взимаемый с земли – выплачивается осенью; все лица на данной территории признавались плательщиками независимо от того, какой срок они здесь находятся на данной территории. Закон о Двух налогах имел огромное историческое значение для экономического развития империи: он упростил и сделал более четкой систему земельного налогообложения, установил более справедливое дифференцированное обложение в зависимости от достатка, значительно увеличил поступления в казны и укрепил централизованную власть.

Кроме основных земельных налогов, вводятся и дополнительные: налог на новый урожай в размере 10 вень с каждого му, соломенный сбор – для прокорма государственного скота, посыльный сбор – за доставку всех уплачиваемых налогов и сборов до установленного чиновниками места проверки. В сфере трудовых повинностей устанавливается возраст обязанного – дин с 21до 59 лет, время отработки 20 дней. Нежелающие отрабатывать должны были оплачивать ровный сбор, равный определенному количеству шелка.

Повинности необходимо было отрабатывать именно в том регионе, в котором обязанный имел прописку. Поэтому возникает неравномерная нагрузка на жителей столичного региона, где объем и содержание повинностей всегда больше и тяжелее, и на жителей других регионов.

Вводятся «пестрые» повинности в течение 10 дней, работа которых носила сезонный или временный характер (сбор фруктов в государственных садах, ремонт системы ирригации, транспортировка различных грузов); «цветные» повинности, отработка которых освобождала от других видов повинностей, заключались в несении караула, исполнении обязанностей 40 личной охраны чиновников, а также их слуг. Для освобождения от такого рода повинностей существовал сбор дзике золотом.

Кроме этого, существовала и целая система освобождения от несения трудовых повинностей: личное освобождение (для студентов и людей, обладающих учеными степенями), освобождение ввиду стихийных бедствий, особые освобождения (каждый год в каждом уезде обязательно освобождались несколько крестьян, по какому принципу неизвестно). В области монополий появляется новая – чайная монополия, которая существовала в форме косвенного чайного налога в размере 50%, который включался в стоимость чая.

Как уже было сказано, в период династии Тан торговля также переживала подъем. Торговые пути протянулись по Янцзы и Великому каналу, по рекам, сухопутным дорогам и тропам, вдоль морского побережья. На рынках размещались меняльные лавки, склады, постоялые дворы, погреба винокуров, кабаки, публичные дома, а в местах скопления горожан устраивались театральные представления. Торговлю с отдаленными районами стимулировали периодические ярмарки.

К народным и религиозным праздникам приурочивались ярмарки прихрамовые, городские и деревенские. Торговля с соседними народами шла на пограничных ярмарках. Правительство осуществляло жесткий контроль над торговлей. В категории торгово-промысловых налогов в 727 г. был введен рудный налог на выплавку меди и железа и производства товаров из них.

Внутренние таможенные сборы были дифференцированы в зависимости от товара, а также категории плательщика. Ввиду быстрого развития внешней торговли усиливается контроль и управление портов, вводится корабельный сбор со всех иностранных торговых кораблей, ставку которого предположительно устанавливали органы самоуправления в городе-порте. Вследствие значительного развития торговли торговые налоги приобретают все большее значение, ставки их постоянно растут и дифференцируются в зависимости от рода товара.

В категории дополнительных налогов вводятся: налог на углы дома, которым облагались жилые помещения по ставке 2000, 1000 или 500 д.е. в зависимости от категории; налог на сделку по купле-продаже или передаче между казной и частными лицами по ставке 5%; процентный налог на капитал богатых по ставке 20%; сейфовый сбор, за хранение ценностей в государственных сейфах по ставке 25%, сбор за прописку.

В области управления государственными финансами Закон о Двух налогах вводил правило соотносить государственные расходы с доходами. Таким образом, зарождается категория бюджета государства. Само управление и контроль за выплатой налогов были жестко подчинены центральному Хубу – приказу по учету населения и сбору налогов. Также было организовано специализированное ведомство по налоговым проверкам, в не- 41 го все местные власти должны были с определенной периодичностью передавать отчеты о сборе налогов и направления их расходования, предположительно могли осуществляться командировки столичных чиновников данного ведомства на места с целью проверки.

В связи с тем, что к VIII в. произошли изменения в аграрных отношениях, система Двух налогов не смогла остановить рост крупного землевладения, что влияло на доходы казны от сельского хозяйства. Налоговый гнет на крестьян продолжал расти из-за сокращения числа налогоплательщиков. В IX веке периодически вспыхивают крестьянские восстания, которые с 878 переросли в крестьянскую войну, в результате которой в 907 г. правящая династия была свергнута. Страна раскололась на мелкие княжества, а их властители, соперничая друг с другом
photoAccount
Алексей Иванов Опубликовано 21-08-2023
imageviews 210