Sphere
Войти
Нематериальные активы предприятия.
Цель любого предпринимателя — наращивание активов своей компании. Заводы, офисы и транспорт, естественно, имеют вполне конкретную цену, которую легко учитывать при составлении смет и бухгалтерских расчетов. Однако абсолютно все предприятия обладают и нематериальными активами, которые немного сложнее рассчитать, но крайне необходимо учитывать при оценке стоимости бизнеса.

Нематериальные активы предприятия


Все предприятия, от молочных ферм до нефтяных гигантов, обладают теми или иными нематериальными активами, которые не имеют материально-вещественной структуры. То есть любая авторская база данных, которая фактически хранится на компьютере, или особая технология нанесения автомобильной краски в тюнинг-ателье — это то, что способно повысить конкурентоспособность товаров или услуг компании и принести ей большую прибыль. Чем более уникальны нематериальные активы предприятия, тем больше их стоимость. Чем дольше их можно использовать, тем выше прибыль они могут принести.
Компаниям стоит учитывать, что нематериальные активы следует надлежащим образом оформлять. Подтверждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности можно получить через патенты, свидетельства, регистрацию товарных знаков, договоры уступки и другие документы. Юридическое оформление крайне важно, поскольку ни одна компания не застрахована от пиратства — незаконного использования ее имени или технологии,— особенно в России.
Объекты интеллектуальной собственности, изобретения, компьютерные программы, товарные знаки, особые виды то-варов или услуг и даже деловая репутация компании — это нематериальные активы, которые способны сделать предприятие лидером отрасли. Однако деловые качества и квалификация конкретных сотрудников к активам не относятся, поскольку без этих личностей они не могут быть использованы. Хотя наличие известных профессионалов в своей области в коллективе компании может повысить лояльность клиентов к фирме, учитывать бухгалтерскими методами этот факт нельзя.
Нематериальные активы предприятия всегда подвержены большему риску, чем материальные.
В России довольно сложная ситуация с защитой авторских прав и интеллектуальной собственности, а как следствие, и нематериальных активов. Компаниям сложно защищать продукты интеллектуального труда своих сотрудников, поскольку правоприменительная практика в нашей стране очень избирательна. Поэтому эксперты утверждают, что стоимость нематериальных активов российских предприятий по сравнению с западными просто микроскопическая. То есть серьезно повысить свою стоимость, например, при продаже они не могут даже за счет раскрученного бренда.
На недавнем семинаре по защите результатов интеллектуальной деятельности как способе повышения конкурентоспособности товаров и услуг ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец признал, что нематериальные активы составляют значительную часть стоимости только среди научно-производственных объединений, которых сейчас единицы. Так, НПО «Сатурн», производящее двигатели для авиакосмической отрасли, 20% своей стоимости покрывает лишь патентами.
С развитием интернет-технологий шансы на увеличение активов за счет результатов интеллектуального труда появились у всех компаний, работающих в виртуальном пространстве. Компании, предлагающие уникальные программные продукты, способные облегчить жизнь клиентов (специальные платежные системы, защищенные системы бронирования и заказов и т д.), могут неплохо зарабатывать именно за счет наличия хороших нематериальных активов.
Между тем нематериальные активы всегда подвержены большему риску, чем материальные.
Нельзя исключать, что недобросовестный сотрудник скопирует (попросту укра-дет) уникальную базу данных или на рынке вдруг появятся контрафактные некачественные экземпляры продукции компании, которые нанесут не только определенный финансовый урон, но и серьезно пошатнут ее репутацию.
photoAccount
Алексей Иванов Опубликовано 20-08-2023
imageviews 95