Интрапренерство: особенности, преимущества и недостатки
Трудности на пути интенсивного развития предпринимательства в России, объясняются, наряду с неблагоприятными условиями бизнес-среды и недопониманием возможностей предпринимательской деятельности для экономики страны. Это вызвано затрудненным восприятием сложившегося отечественного опыта и международной практики, слабо адаптированных к современной российской экономики.
В последние десятилетия в предпринимательской деятельности произошли качественные изменения, в т.ч. в качестве прогрессивного направления предпринимательства выделилась такая форма как интрапренерство. Под «интрапренерством» понимается развитие духа предпринимательства и осуществление предпринимательской деятельности внутри существующей организации, так называемое внутреннее предпринимательство
Сущность интрапренерства заключается в том, что в действующей организации, выпускающей продукцию (услуги, работы), создаются условия для выдвижения инновационных предпринимательских идей, выделяются ресурсы и оказывается сопровождение для их реализации.
Целью интрапренерства является повышение эффективности управления организацией за счет: активизации и оптимального использования потенциала персонала; рационального использования имеющихся ресурсов; быстрой реакции на изменения потребностей рынков сбыта; своевременного внедрения нововведений (организационных, технологических, технических и других); создания основы развития производства в перспективе.
Новизна этой формы предпринимательства определяется тем, что ее надо рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров (услуг, работ) на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и организации.
Интрапренер - это физическое лицо, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Для того чтобы понимать особенности интрапренерства, введены два базовых понятия:
Принципиальным отличием традиционной организации от организации предпринимательского типа является: отношение к новым идеям как возможностям развития; использование организационного потенциала для реализации возникающих предпринимательских идей; наличие готовности к участию в реализации предпринимательских идей.
Организационная гибкость и мобильность малого и среднего бизнеса позволяет им конкурировать с традиционными организациями, что заставляет последних искать возможности для динамичного развития. Менеджмент крупного бизнеса видит их в создании предпринимательских структур.
Активность малого и среднего бизнеса стала источником еще одной проблемы для крупных предприятий - они стали переманивать наиболее квалифицированных и инициативных работников, стремящихся к самостоятельной карьере и финансовому благополучию. Таким образом, реализация возможностей интрапренерства в действующей организации позволяет решить проблемы и повысить ее конкурентоспособность.
Внутреннее предпринимательство вступает в противоречие с классическими определениями предпринимательства как инициативной деятельности граждан, направленной на получение прибыли, действующих от своего имени и на свой риск под имущественную ответственность, определенную организационно-правовой формой бизнеса. Экономическая сущность предпринимательства заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства с целью удовлетворения реального и потенциального спроса.
Субъектом такой деятельности является индивидуальный предприниматель как физическое лицо, выдвигающее предпринимательские идеи, так и группа людей, действующих как юридическое лицо в рамках производственно-хозяйственной структуры. Сравним преимущества и ограничения интрапренерства как формы предпринимательства физического лица - индивидуума (индивидуальный предприниматель) и юридического лица (действующей организации со сложившейся структурой).
Однако при всех имеющихся ограничениях, эффективность и перспективы, открываемые интрапренерством гораздо больше. К организационным основам развития внутреннего предпринимательства отнесем: гибкую производственную и управленческую структуру организации, легко трансформирующихся с учетом новых задач и подходов к управлению; кадровую политику, направленную на формирование кадрового потенциала организации и повышение его стоимости; систему мотивации, направленную на стимулирование новаторства и творчества.
В последние десятилетия в предпринимательской деятельности произошли качественные изменения, в т.ч. в качестве прогрессивного направления предпринимательства выделилась такая форма как интрапренерство. Под «интрапренерством» понимается развитие духа предпринимательства и осуществление предпринимательской деятельности внутри существующей организации, так называемое внутреннее предпринимательство
Стадии жизнедеятельности | Взаимоотношения организации-учредителя и предпринимательской структуры |
---|---|
зарождение предпринимательской идеи | Предпринимательская идея зарождается внутри организации и принимается ею с учетом имеющегося потенциала |
реализация предпринимательской идеи и создание | Организация и автор идеи становятся бизнес-партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации; организация использует свои ресурсы для создания предпринимательских структур |
устойчивая деятельность предпринимательских структур | Организация-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные на начальной стадии дивиденды |
спад деятельности предпринимательских структур | Организация-учредитель участвует в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации |
Сущность интрапренерства заключается в том, что в действующей организации, выпускающей продукцию (услуги, работы), создаются условия для выдвижения инновационных предпринимательских идей, выделяются ресурсы и оказывается сопровождение для их реализации.
Целью интрапренерства является повышение эффективности управления организацией за счет: активизации и оптимального использования потенциала персонала; рационального использования имеющихся ресурсов; быстрой реакции на изменения потребностей рынков сбыта; своевременного внедрения нововведений (организационных, технологических, технических и других); создания основы развития производства в перспективе.
Новизна этой формы предпринимательства определяется тем, что ее надо рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров (услуг, работ) на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и организации.
Интрапренер - это физическое лицо, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Для того чтобы понимать особенности интрапренерства, введены два базовых понятия:
- Традиционное предприятие (фирма, организация), которое работает в устойчивом режиме, в установившихся управленческих и организационно-производственных структурах и консервативно относящихся к изменениям.
- Предприятие (фирма, организация) предпринимательского типа, которое работает на принципах интрапренерства, т.е. активно участвует в реализации инновационных предпринимательских идей.
Принципиальным отличием традиционной организации от организации предпринимательского типа является: отношение к новым идеям как возможностям развития; использование организационного потенциала для реализации возникающих предпринимательских идей; наличие готовности к участию в реализации предпринимательских идей.
Организационная гибкость и мобильность малого и среднего бизнеса позволяет им конкурировать с традиционными организациями, что заставляет последних искать возможности для динамичного развития. Менеджмент крупного бизнеса видит их в создании предпринимательских структур.
Активность малого и среднего бизнеса стала источником еще одной проблемы для крупных предприятий - они стали переманивать наиболее квалифицированных и инициативных работников, стремящихся к самостоятельной карьере и финансовому благополучию. Таким образом, реализация возможностей интрапренерства в действующей организации позволяет решить проблемы и повысить ее конкурентоспособность.
Внутреннее предпринимательство вступает в противоречие с классическими определениями предпринимательства как инициативной деятельности граждан, направленной на получение прибыли, действующих от своего имени и на свой риск под имущественную ответственность, определенную организационно-правовой формой бизнеса. Экономическая сущность предпринимательства заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства с целью удовлетворения реального и потенциального спроса.
Субъектом такой деятельности является индивидуальный предприниматель как физическое лицо, выдвигающее предпринимательские идеи, так и группа людей, действующих как юридическое лицо в рамках производственно-хозяйственной структуры. Сравним преимущества и ограничения интрапренерства как формы предпринимательства физического лица - индивидуума (индивидуальный предприниматель) и юридического лица (действующей организации со сложившейся структурой).
Однако при всех имеющихся ограничениях, эффективность и перспективы, открываемые интрапренерством гораздо больше. К организационным основам развития внутреннего предпринимательства отнесем: гибкую производственную и управленческую структуру организации, легко трансформирующихся с учетом новых задач и подходов к управлению; кадровую политику, направленную на формирование кадрового потенциала организации и повышение его стоимости; систему мотивации, направленную на стимулирование новаторства и творчества.
Преимущества Интрапренерства
- Доступность финансовых ресурсов организаций-партнеров.
- Организационно-технологическая поддержка при реализации предпринимательской идеи.
- Возможности получения поддержки и доступа к ресурсам в кризисной ситуации пока идея не внедрена в производство.
- Возможность использования предпринимательской структурой сложившейся системы продвижения и сбыта организации-учредителя.
- Возможности использования опыта, деловой активности, маркетинга и т.д.
Недостатки интрапренерства
- Бюрократизм, рутинный характер труда, затрудняющий появление предпринимательских идей.
- Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией-учредителем рамками.
- Необходимость первоочередного учета интересов организации-учредителя.
- Стремление организации-учредителя к краткосрочным эффектам.
Алексей Иванов
Опубликовано 20-08-2023
355